Что такое концепт? А черт его знает. Это слово нельзя понять, у него нет четкого вкуса. Лишь вычурный привкус остается на губах после его произнесения. Концепт, он, как загадочный (или -ое?) «авокадо», концепт, он сродни саспенсу и геймплею.
Но, тем не менее, этот концепт, несмотря на всю свою эфемерность, весьма материальными формами проникает в наше бытие. На выставках сияют концептуальные автомобили, возвышаются над тротуарами концептуальные здания, пиликают на далеких заморских витринах концептуальные мобильники.
И все это концепты вполне реальные. Этакая фантазия в мире практики. Весьма ограниченная этой самой практикой фантазия, должен заметить. Ведь даже самый концептуальный автомобиль остается автомобилем, придаст ему создатель форму зажигалки либо же заменит лобовое стекло LCD-дисплеем. И хоть на одном, хоть на сорока восьми колесах этот автомобиль обязан ездить. Иначе он очень концептуальный, но уже совсем не автомобиль. И концептуальный, но не работающий мобильный телефон будет концептуальным нетелефоном. Ибо так. И любой человек сможет вполне обоснованно заявить автору подобного творения: «Чушь Вы, батенька, придумали, форменную».
А вот в мире концептовиртуальном подобных ограничений нет. Ну, разве что страница должна загрузиться. А уж что изображенное на ней значит одному автору известно. Ведь концепт-творцы Интернета, как художники, могут все и еще чуть-чуть. Их ресурс может работать как угодно, от одного взгляда на него женщины могут падать в обморок, молодежь напрочь забывать адрес любимого чата, а собаки ужиматься в дефисы, но… Стоит назвать свою работу концептуальной, стоит лишь громко заявить: «Дамы и господа, да вы просто фишку не сечете», и любую криворукость и костномозгость можно списывать на творчество, не понятное широким массам. Сетяне утрут сопли, а некоторые еще и пустят слюни.
Впрочем, зря я агрессивен. В конце концов, вполне может быть, что спекуляция концептуальностью в каком-нибудь проекте кажущаяся, и он несет некий глубинный и, не побоюсь этого слова, вселенский месседж. Равно как и общепризнанный проект может оказаться качественным стебом над пользователями. Я бы рекомендовал к подобным вещам подходить с позиции: «нравится не нравится», «красиво не красиво», «прикольно не прикольно». Жмите на эмоции, а месседж придет. Ну а не придет, то и не надо. Просто получите удовольствие.
Да, и еще. Сразу оговорюсь, что приведенные эпиграфы не стоит применять исключительно к описанным в той или иной главе проектам. Читатель волен применять эти цитаты к любой главе.
Начнем с классики вопиющей бесполезности. Имею честь представить вам творение Бориса ЮШМАНОВА «Кнопка для нажимания» (http://knopka.ush.ru).
«Что значит «кнопка для нажимания», они все для нажимания, спросите вы. Делает, делает она что?». «Ни-че-го», гордо отвечу вам я. Ибо не результат суть есмь в данном случае, а процесс. А кнопка эта, или, по определению автора, «метафизическая конструкция», создана специально для того, чтобы на нее нажимать, а потом, обалдев от отсутствия результата, открыть свой разум и начать усиленно размышлять над… э-э-э… иллюзорностью собственного существования, эфемерностью всего сущего, а также напряженно задумываться: «Чего я вообще время тут трачу». И будет вам просветление. И сядете вы работать, и работать будете много и быстро, и не будете вы ждать похвалы от начальства, ибо видели бескорыстный труд Кнопки. И… Ну, в общем, понятно, что этот ресурс с людьми делает.
Да, хотя на сегодняшний день понажимать на подобные кнопки можно еще на добром десятке ресурсов (Борисом ЮШМАНОВЫМ обнаружен даже заграничный аналог), кнопка ЮШМАНОВА сильнее всех сподвигает к созерцанию ввиду отсутствия какого-либо дизайна. За что честь ей и хвала.
И все-таки Кнопка, основная заслуга коей, по мнению автора, в том, что она предоставляет возможность производить «действие, не имеющее последствий и, соответственно, не порождающее новых причин», не идеальна. Ведь действие все-таки надо производить. А не хочется. Ибо лень. К тому же действия это уже не совсем полный дзен. Что такое полный дзен? А полный дзен, практически абсолютный дзен, это NaDa (http://www.bernardbelanger.com/computing/NaDa). NaDa делает точно то же, что и кнопка Бориса ЮШМАНОВА, но при этом вам с ней делать ничего не нужно. Правда, в отличие от концепта Бориса, NaDa это программа, а поэтому ей вполне позволительна некоторая самостоятельность.
Увы, классически обозреть эту программу не получится. Ибо в подобном случае надо описать все ее плюсы и минусы, а последнего то как раз у нее и нет. Ну посудите сами.
N) Небольшой размер 1 байт. Меньше, согласитесь, попросту некуда. И то, что на винчестере она займет немного больше, радость никоим образом не омрачает.
a) Не требует инсталляции. Просто положите файл в папку, в которую вы заглядываете реже всего. (Желаю, чтобы это была папка с инсталляцией Windows.)
D) О том, что NaDa крайне проста в использовании, даже говорить не буду. Не зря же вы ее кладете в папку, в которую заглядываете реже всего.
a) Не работает эта дзенская программа в любой операционной системе. Изначально разработанная для Макинтошей (версия 0.9), в версии 0.5 она ничего не делает ни под UNIX/Linux, ни под любой ОС из семейства Windows, ни под BeOS, ни даже под неизвестной мне Mac OS X Jaguar.
Р) Не использует ресурсы процессора. Не занимает оперативную память.
У) Монументально вирусоустойчива.
Л) Предназначена для всех. Не для «всех людей». Просто для всех.
Ё) Абсолютно бесплатна.
З) Регулярно обновляется. К концу года авторы обещают представить NaDa версии 0.0, которой, скорее всего, вообще ничего нужно не будет.
Убедил? Бегите, качайте, забывайте.
Забывайте.
Ну, забывайте же.
Что, тяжко? Потяжелее, чем не думать о розовом бегемотике? Пожалуй, вам надо отвлечься. А что лучше отвлечет, нежели выслушивание похвал? Да к тому же многословных и велеречивых? Восхвалят вас по адресу http://www.ipu.ru/hobby/humor/nastroen.htm. С велеречивостью я явно преувеличил, но настроение действительно взрастает и крепнет. Полезная штука. Особенно если сделать стартовой страницей. Представьте, приходите на работу, включаете компьютер, грузите браузер, а вам: «Юзер, ты самый лучший», «Юзер, у тебя все получится». Замечательный полуконцепт. «Полу», потому что ресурсов, на которых можно найти «автоматический улучшатель» настроения, по справке http://google.ru, около трех десятков. Что, в общем-то, хорошо. Больше улучшателей крепче улучшение.
Дабы закрепить улучшенное настроение, зайдите на http://dsouls.ru/slogan.cgi. Пара-тройка слоганов а-ля «Весело и вкусно! Юзер!» послужат настроению надежными подпорками.
А если предыдущий ресурс заставит вас почувствовать себя товаром, выдав что-то вроде: «Юзер, защищает и зубы и корни», то по адресу: http://www.andrian.com.ua/hooliganism/barcodeмашинка Андриана БУДАНЦОВА любезно сделает вам штрих-код. Для полноты картины.
Кстати, на сайте все того же БУДАНЦОВА есть еще много интересных и бесполезных вещичек. Например, уникальная онлайн игра-эксперимент «Десять тысяч обезьян» (http://www.andrian.com.ua/hooliganism/10000). На картинке в сто тысяч пикселей предлагается закрасить один и таким образом принять участие в написании высокохудожественной картины. После закраски десяти тысяч пикселей игра начинается заново. С высокохудожественностью я, правда, погорячился. По заверениям Андриана, первым в этой игре родилось знакомое всем назаборное слово. Что лишний раз свидетельствует о том, что на каком холсте ни рисуй, а главное все равно художник. Над ответом на вопрос, почему «Десять тысяч обезьян», думайте сами.