CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2003 ГОД

Консоли на панели

Николай МАРИНЕНКО sifer@online.com.ua

Вспомните, как, узнав о приближающемся релизе игры любимого жанра или о скором выходе сиквел-приквел-аддона трижды пройденной вами геймы вы шерстили все доступные ссылки, чтобы узнать, а потянет ли это ваша тачка. Вспомните, как, начитавшись об обещанных динженах (квестах, машинах, стволах — нужное подчеркнуть) и насмотревшись на будущие красоты, дойдя до системных требований, вы вдруг теряли монитор из виду и приходили в себя уже на полу от резкого запаха нашатыря :-)? А может, все совсем не так? Может, вам просто надоели пошаговые стратегии с их необъятными империями, вам уже тошно от 3D-шутеров со стволом на пол-экрана и бесконечными коридорами с террористами и монстрами, а новая фэнтези-RPG заброшена на шкаф после двух дней истребления гоблинов: достали уже эти гоблины, равно как и орки, эльфы, гномы и иже с ними!

Как бы там у вас ни было, — знайте, что есть среди нас люди, которые, узнав о скором, давно ожидаемом релизе, совсем не интересуются системными требованиями, а просто ждут, предвкушая долгие часы в мире любимой игры. Думаю, вы уже догадались — я говорю об обладателях игровых консолей, или, как их еще называют, «приставок». Можно сколько угодно кричать «консоли must die!», «PC only and forever!», говорить об убогости графики и смехотворных частотах «приставочных» процессоров. Сравнивать в играх персональные компьютеры и игровые системы некорректно, и дело здесь не в различиях технологий или жанровых традиций. Просто это два совершенно разных направления технического прогресса, два мира, живущих и развивающихся по своим законам, но служащие порой одной цели. Да ведь не за одну лишь графику ценим мы игры! Тысячи полигонов и сотни fps не заменят хорошо продуманного сюжета и души, вложенной работавшими над проектом людьми. Сегодня благодаря современным технологиям и талантливым энтузиастам мы можем попытаться объединить два этих мира, «запрячь в одну упряжку и быстрого коня, и трепетную лань».

Тема этой статьи — эмуляция игровых консолей. Как известно, эмуляция — воспроизведение функций одного устройства средствами другого. Кстати, сама идея далеко не нова. Еще в 1962 году работник IBM Лари Мосс предложил концепцию эмуляции. На то время, в самый разгар эпохи динозавроподобных ламповых ЭВМ, возможность добиться воспроизведения функций одного счетного устройства другим казалась фантастической.

Современные эмуляторы консолей представляют собой программы, разработанные для воспроизведения консольных игр на других устройствах, например на IBM-PC. Эмуляторов для РС большинство, но бывают и эмуляторы консолей для приставок других поколений (например, DreamSNES — эмулятор 16-битки SNES для 32-битной Dreamcast). Существуют даже эмуляторы для карманных компьютеров, калькуляторов и цифровых камер.

Как правило, эмуляторы пишутся энтузиастами, которые не рассчитывают на коммерческую выгоду от своих продуктов. Например, идея создания ePSXe, эмулятора первой PlayStation (PSX), пришла в голову одному из его разработчиков после выхода игры Breath of Fire 3 для вышеупомянутой консоли. Вот так, понравилась человеку игра, а купить консоль, видимо, «жаба задавила» :-), и сел человек за работу. Начал механику PSX изучать и в электронный код ее преобразовывать. Именно так, кстати, создавались и создаются большинство эмуляторов. Нередко над созданием программы трудится солидный коллектив, отчего результат приближается к уровню шедевра. Правда, при этом разработка эмулятора часто затягивается на долгие годы, энтузиазм, пропадая у одних, разгорается у других. Поэтому эмулятор консоли зачастую появляется на свет, когда сама прародительница-консоль уже давно «отбушевала» или даже снята с производства. Но зато эти творческие личности выкладывают свои наработки в сеть совершенно бесплатно, опять же в основном для того чтобы кто-нибудь из интересующихся попробовал и свои силы — нет предела совершенству! Очень часто какой-нибудь популярный эмулятор разрабатывается в вариантах не только под Windows, но и под Linux, BeOS или другие альтернативные операционные системы.

Сейчас существуют эмуляторы практически любых более-менее популярных в свои времена консолей, от примитивных 8-биток вроде NES и до самых навороченных систем современности, таких как PlayStation 2 или Xbox. Есть даже эмуляторы аркадных игровых автоматов, популярных за рубежом, таких как MAME. Конечно, далеко не все они после установки дают возможность почувствовать себя счастливым обладателем игровой системы. Некоторые способны воспроизвести в лучшем случае лишь демку какой-нибудь одной игры, другие являются тонко замаскированными «троянами» (такая недобрая слава в Сети закрепилась за одним эмулятором Xbox) или вообще представляют собой кусок недоработанного кода. Однако есть все-таки эмуляторы, установив которые, можно увидеть на своем мониторе все то же, что видят владельцы самой консоли и даже больше.

В Интернете существует множество сайтов, созданных фанами эмуляции консолей и других альтернативных игровых устройств. На этих сайтах кроме ссылок на сами эмуляторы и сопутствующий софт можно найти rom’ы (или, как их еще называют, дампы — собственно игры, перенесенные с консольных картриджей и оформленные в отдельные файлы), save states (по сути, игровые сейвы, полученные благодаря очень выгодной функции многих эмуляторов сохраняться где угодно, даже если в оригинальной игре эта возможность вообще не предусмотрена), snaps (скриншоты из игр; опять же преимущество, которым обладают некоторые эмуляторы или специальные утилиты для них), а также описания настроек под определенные игры, патчи, солюшены и многое другое. Давайте посмотрим, как обстоят дела с эмуляцией некогда популярных в наших широтах игровых систем.

NES

Помните оранжевые плоские коробочки, грудившиеся на прилавках в начале девяностых? Именно так выглядело большинство игровых картриджей для 8-битной NES от Nintendo, более известной у нас как Dеndy. Появившись в далеком 1984, она еще долго будоражила игровую общественность и продавалась во всем мире миллионными тиражами. Dеndy-бум дошел и до нас. Кто не гонял усатого водопроводчика Марио по двухмерным подземельям и буеракам? Ну и пусть плоская графика, зато как весело было :-)! Для любителей вспомнить те далекие годы и 8-битные игры сообщу, что существует довольно много функциональных эмуляторов NES.

Например, RockNES X — удобный и быстрый эмуль, нетребовательный к ресурсам. Все, что нужно для игры — разархивировать эмулятор, сбросить rom’ы понравившихся игрушек в его папку (можно не распаковывать, эмулятор читает архивы) и нажать Open and play ROM. У эмулятора много настроек, разобраться в которых не составляет труда. Кроме возможности сохраняться в любом месте игры (Save State), можно делать скриншоты и записывать демки, поддерживается мультиплейер. Среди других достойных эмуляторов NES можно назвать такие как Jnes (этот эмуль даже получше RockNES X) и FCE Ultra. Последний есть и в версии под Linux (об этом и других пингвиньих эмуляторах см. статью Петра СЕМИЛЕТОВА «Играющий пингвин 2» в МК №10 (233)). Поклонники BeOS тоже могут поиграть в 8-битные игры, установив BeNES или Pretendo, разработанные специально под эту ОС.

SEGA

«Мы говорим SEGA — подразумеваем Soniс; мы говорим Soniс — подразумеваем SEGA», — так, наверное, сказал бы известный пролетарский поэт о 16-битной консоли SEGA Mega Drive (SEGA Genesis), появившейся в 1989 году и ознаменовавшей целую эпоху в мире видеоигр. Действительно, первой аркадой, выпущенной той же SEGA для своей приставки, была игра с ежиком Соником в главной роли. Этот милый зверек с синим панковским чубчиком де-факто стал фирменным знаком этой консоли, да и самой компании. Mega Drive стала не просто новым этапом в развитии индустрии консольных игр — это была первая 16-битка в мире. Существует много эмулей этой приставки. Наиболее примечательные: DGen — удобен и функционален, к тому же кроме виндовской версии существуют его порты под DOS и BeOS; GENS имеет огромное количеством настроек и многими признан лучшим. Другой универсальный эмулятор —Kega Lazarus, помимо Mega Drive, может эмулировать Sega Master System, Game Gear и даже Sega SD.

SNES

Серьезным конкурентом Mega Drive стала выпущенная Nintendo в 1991 году 16-битка SNES (Super Nintendo Entertainment System). Жесткая конкуренция между двумя динозаврами игрового истеблишмента начала девяностых, как это часто и бывает, пошла только на пользу. Ценители никогда не забудут веселого горилленка Донки Конга и псевдо-3D графику, смотревшуюся на то время очень даже неплохо. Кроме того, именно для SNES были написаны большинство культовых JRPG (Japan RPG), ставших классикой жанра и законодателями мод (Final Fantasy IV—VI, Chrono Trigger, Estpolis и другие). Популярность этой консоли докатилась и до наших краев, но несмотря на активную рекламу и обилие хороших игр, SNES не стала у нас «народной» приставкой. Одна из причин — огромные и страшно дорогие по тем временам игровые картриджи.

Между тем, эмуляторов этой консоли написано (и пишется) огромное количество. Многие из них прекрасно себя зарекомендовали, например Snes9x. Он не без основания считается лучшим. Количество доступных настроек поражает воображение, а скорость и качество эмулятор демонстрирует уже на Pentium 166 ММХ. Кроме Windows-варианта, есть версии эмулятора под DOS, BeOS и Linux.

Sony PlayStation

Видимо, по причине бешеной популярности этой консоли от Sony, пик которой пришелся на конец 90-х, дела с ее эмуляцией обстоят едва ли не лучше всего. Существует более десятка эмуляторов этой системы. Каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками, но я опишу только один, о котором двух мнений быть не может, — это лучший эмулятор всех времен и народов :-) любых консолей вообще и PSX в частности —ePSXe (Enhanced PSX Emulator), который изначально был некоммерческим проектом, разрабатываемым и дорабатываемым десятками энтузиастов. Его последняя версия —1.6. Помимо самого эмулятора, для запуска игр PlayStation нужны плагины (.dll-файлы) и образ BIOS самой приставки. Таков модульный принцип работы почти всех эмуляторов PlayStation. Все эти придатки весят от нескольких десятков до пары сотен килобайт и встречаются там же, где гнездится сам эмулятор, или неподалеку :-). Кроме BIOS, жизненно необходимы только видео- и CD-R плагины. Для настройки звука в ePSXe встроен собственный простенький модуль ePSXe SPU Core, для настройки же игрового контроллера вообще ничего не нужно. Сразу после распаковки эмулятора кидаем BIOS и плагины в соответствующие папки и жмем на иконку в виде джойстика. При первом запуске появляется мастер конфигурации. Следуя его советам, нужно выбрать имеющиеся плагины, после чего можно вставлять PSX-диск в свой привод и жать на RunCDROM. Каждый плагин имеет от нескольких до нескольких десятков собственных настроек. Рекомендую поискать плагины от Пита (Pete Bernert), они наиболее представительные и функциональные. Не пожалев времени и покопавшись в настройках, можно добиться практически недоступного для самой консоли качества изображения и звука.

Консоли нового поколения

Здесь все далеко не так радужно, как с более старыми приставками. Сказывается высокий технологический уровень современных 128-битных систем (Dreamcast, Play Station 2, Game Cube, Xbox), кардинальное отличие самого принципа механики консолей от такового у ПК. На сегодня только для Dreamcast существует более-менее функциональный эмулятор (Ikarus), но его еще явно требуется доработать, а сама консоль уже безбожно устарела. Перспективы остальных пока еще очень неясны.

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov