CFA LogoCFA Logo Computer
Загрузка поиска
Новости Компьютеры Прайс-лист [Новое] Прайс-лист [Б/У] Для ноутбуков Конфигуратор ПК Заказ, Оплата, Доставка Сервис объявления Драйвера Статьи Как нас найти Контакты
Новости
RSS канал новостей
Тайваньская компания MSI осуществила сегодня анонс фирменной модели графического ускорителя GeForce ...
Компания Manli опубликовала официальный пресс-релиз, посвященный своей новой видеокарте. Энтузиастам ...
Компания Sony накануне раскрыла некоторые подробности доступности своего нового флагманского смартфона ...
В списке новинок формата фаблет японская компания Sony готовит нового флагмана, который в настоящее ...
Компания Acer сделала наконец официально доступным свой новый ноутбук, рассчитанный на профессиональных ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2003 ГОД

Пингвин в кривых

(c)Петр 'Roxton' СЕМИЛЕТОВ

В прессе почему-то редко встречаются статьи о графических программах для Linux. Может быть, их нет? Есть же, и много. В чем же причина? Скажу откровенно — не знаю. Просто внесу скромную лепту, чтобы заполнить образовавшийся информационный пробел.

Пингвин в кривых

Представляю вам Sodipodi (http://sodipodi.sourceforge.net) — бесплатный редактор векторной графики. Вес его дистрибутива — всего 1.6 Мб, и совершенно не нужно тянуть еще десяток метров дополнительных библиотек :-). Качается, распаковывается, устанавливается без проблем. Прежде чем перейти к более подробному рассказу, немного истории. Проект стартовал в Эстонии, насколько я знаю, еще в конце 1999 года, но активно раскручиваться начал сравнительно недавно. Sodipodi локализован на множество языков, в том числе на русский и украинский.

Родной формат Sodipodi — набирающий популярность SVG (http://www.svg.org). Напомню, что SVG — это открытый формат векторной графики. Его файлы представляют собой набор тэгов и в этом подобны HTML. То есть, данные формата SVG сохраняются как обычный текст, что делает SVG переносимым на любую платформу. Многие продукты поддерживают SVG — от линейки графических пакетов корпорации Adobe (которая вообще уделяет SVG большое внимание —http://www.adobe.com/svg/main.html) до браузеров (та же Opera).

Итак, на что же способен SVG, когда попадает в распоряжение Sodipodi? Смотрите картинку :-) (Рис. 1). Я нарисовал ее за пять минут, не имея до этого навыков работы с Sodipodi. За эти пять минут я мысленно успел окрестить эту программу «королем градиентов» — действительно, растяжки в Sodipodi реализованы так замечательно, что хочется их использовать даже там, где этого не надо. Стоит отметить, что файл с нарисованным мною изображением весит всего 7.7 Кб. Впечатляет?

Рис. 1.

Интерфейс программы очень прост (Рис. 2). —главное окно состоит из тематических блоков (файловые операции, редактирование, масштабирование, рисование и т.д.), которые можно отделять или сворачивать. Отделенный блок плавает на экране обычным окном, как и редактируемые изображения.

Рис. 2.

Как и любой хороший векторный редактор, Sodipodi поддерживает геометрические примитивы (с возможностью преобразования их в кривые), каллиграфические линии (обязательно попробуйте!), рисование кривых, манипуляции с узлами, разного рода заливки, редактирование формы и размера, вращение — короче, полный фарш. Вы спрашиваете, а как быть с текстом? Отвечаю — замечательно! Включая локализацию. То есть, если у вас есть русский или украинский шрифт, будут русские или украинские буквы. Главное, чтобы при переносе картинки на другой компьютер там был такой же шрифт. Или экспортируйте картинку как растровую :-).

Sodipodi оснащен инструментами для тончайшей подстройки элементов изображения — его размеров, выравнивания и прочего. Очень удобно реализована работа с клавиатурой — почти для всех часто используемых операций существуют клавиатурные сокращения. Вот короткий их список:

Ctrl+G — группировать;

Ctrl+Shift+G — разгруппировать;

Home — переместить объект поверх всего остального;

End — переместить объект на самый низ;

PageUp — переместить уровнем выше;

PageDown — переместить уровнем ниже;

Ctrl+D — создать дубликат.

Прорисовка объектов осуществляется мгновенно: Sodipodi — очень, очень быстрая программа. И не требует много ресурсов, что характеризуется разработчиками как первоочередная задача. В документации к Sodipodi сказано, что программа вполне убедительно работала на Pentium 166 с 32 Мб оперативки. Хоть это, конечно, не OOO (OpenOffice.org) с их текстурной заливкой через OpenGl :-). Текстур в Sodipodi покамест нет вообще. Есть сплошной цвет и есть градиент. То и другое применимо к любым типам объектов — и к тексту, и ко всяким там квадратам или звездам.

Если надоест визуально или вручную редактировать SVG-графику, вы можете обратиться напрямую к коду, вызывав из контекстного меню Диалоги утилиту XML Editor. Появится редактор XML с иерархично представленным деревом структуры документа. Вы можете его редактировать как угодно, и результат будет отображен на экране.

Еще одной удобной возможностью Sodipodi является его способность разделять вид одного документа на много окон, то есть вы можете в одном окне выделить какую-нибудь мелочь в крупном масштабе, а в другом назначить мелкий масштаб и работать с большим объектом. Такой режим включается через контекстное меню, пункт Вид > Новое окно. Может быть сколько угодно таких новых видов.

Поговорим о вводе и выводе. Мы уже договорились о том, что SVG-формат рулит. Кстати, Opera показала мне сохраненный в Sodipodi документ не совсем корректно (что, впрочем, относится к реализации просмотра SVG именно в Opera). Своими средствами Sodipodi может экспортировать картинку в PNG. А еще может печатать — на принтер или в файл — как PostScript, командами PS либо растром. Для последней задачи надо в окне Print destination (появляется, когда вы нажимаете кнопку печати) в Print properties включить Print as bitmap, а в строке Print Destination (да, она одноименна окну) вписать строку: > имя_файла.ps. Разумеется, можно задать dpi. То есть на уровне вывода особых проблем быть не должно.

Теперь о входных форматах. В наличии импорт из Adobe Illustrator — правда, я эту фичу не пробовал, у меня просто нет готовых иллюстраторских файлов. Возможно, удобнее будет сохранять из Illustator’а в SVG, а потом открывать получившийся файл в Sodipodi — экспериментируйте.

В числе других импортируемых форматов (такие изображения вставляются на страницу как графические объекты) можно назвать .png, .bmp, .jpg, .xpm и .gif. TIFF'а пока, как видим, нет.

Уже время подвести итоги, ведь статья эта не описательная, а чисто ознакомительная — дескать, обратите внимание. Во-первых, Linux вооружается дружественными (с общепринятой точки зрения) программами верстки и дизайна. Такова тенденция последних лет. Мы следим за становлением Scribus'а, давно знаем о GIMP'е, а теперь обратили внимание и на Sodipodi, и нас трудно теперь, даже невозможно от него отвлечь. К тому же, бесплатность этих программ, умение разработчиков слушать и прислушиваться к советам и пожеланиями пользователей, немало способствуют продвижению продуктов в массы.

Я не рассматриваю Sodipodi в качестве конкурента к Adobe Illustrator или Corel Draw — у них совершенно иной масштаб. Вернее, даже не масштаб — скорее, запросы. Потому что Sodipodi обладает вполне сопоставимыми с этими титанами рынка возможностями. Тем она и уникальна.

На сайте Sodipodi есть раздел с галереями картинок, созданных с ее помощью. Кроме того, в дистрибутив программы входит ряд примеров — они лежат в директории samples. Они более чем красноречиво демонстрируют возможности Sodipodi по созданию сложных изображений — достаточно взглянуть на «портрет» пингвина Tux'а и логотип самого Sodipodi.

То есть мы имеем инструмент, совершенно пригодный как для любительского дизайна, так и для профессионального. Дизайнерские фирмы могут задуматься — не удобнее ли использовать бесплатный Sodipodi вместо дорогих коммерческих пакетов? Я не агитирую повсеместно заменять Photoshop GIMP'ом, но в области векторной графики Sodipodi стоит на очень высоком уровне и может реально служить рабочим инструментом.

Попробую сделать прогноз — каким мне видится набор софта для настольных издательских систем (DTP) через пять лет. Linux к тому времени займет по меньшей мере 20% в этой нише. Итак, для верстки будет использоваться Scribus. Это однозначно. Растровым редактором будет, разумеется, GIMP, в котором наконец реализуют профессиональное цветоделение (работы в этом направлении ведутся). И векторным редактором номер один для Linux станет Sodipodi — либо он разделит это место со Sketch (http://sketch.sourceforge.net) или набирающим обороты, но покамест очень сырым Gestalter'ом (http://www.linotux.ch/gestalter).

Что до ближайшего будущего, то планы развития Sodipodi вызывают живейший интерес. Это поддержка Bonobo (технология внедрения таблиц, графики и т.п. в текстовые документы — сходным образом функционирует OLE для Windows). Еще намечается поддержка плагинов, а также фильтров ввода/вывода. Заливка объектов фракталами... Начата работа над документацией и ее переводом. Впрочем, продукт готов к использованию и без документации, поскольку достаточно интуитивен. Качайте, пробуйте — вам понравится!

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить






Рейтинг@Mail.ru
Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © www.sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov