CFA LogoCFA Logo Computer
Загрузка поиска
Новости Компьютеры Прайс-лист [Новое] Прайс-лист [Б/У] Для ноутбуков Конфигуратор ПК Заказ, Оплата, Доставка Сервис объявления Драйвера Статьи Как нас найти Контакты
Новости
RSS канал новостей
Тайваньская компания MSI осуществила сегодня анонс фирменной модели графического ускорителя GeForce ...
Компания Manli опубликовала официальный пресс-релиз, посвященный своей новой видеокарте. Энтузиастам ...
Компания Sony накануне раскрыла некоторые подробности доступности своего нового флагманского смартфона ...
В списке новинок формата фаблет японская компания Sony готовит нового флагмана, который в настоящее ...
Компания Acer сделала наконец официально доступным свой новый ноутбук, рассчитанный на профессиональных ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2003 ГОД

Сіneхронный проект

Сергей ЯРЕМЧУК grinder@ua.fm

Мощность современных компьютеров уже позволяет обрабатывать видео даже на домашнем компьютере. Единственная проблемой остается софт, который зачастую стоит совсем не дешево. На помощь приходят OpenSource-аналоги. О CinePaint (http://cinepaint.sourceforge.net), программе для обработки видео для ОС Linux, мы замолвим сегодня слово.

Программа, о которой пойдет речь, предназначена для рисования и ретуширования изображений, подобна по многим своим возможностям Adobe Photoshop и GIMP. Все три продукта являются универсальными инструментальными средствами, которые можно применять во многих сферах. Однако образ пользователя программы в каждом из трех случаев вырисовывается по-разному. Так, Photoshop ориентирован в первую очередь на полиграфистов, GIMP на вебмастеров, а CinePaint — на кинематографистов. Это, кстати, не значит, что он неэффективен в печати и в вебе, просто обработка динамичных 35-миллиметровых видеоизображений высокого разрешения — главный конек CinePaint.

Краткая история

Все началось с того, что в 1995 году в университете Berkley штата Калифорния студенты Спенсер Кимбол (Spenser Kimball) и Петер Матис (Peter Mattis) создали программу для обработки изображений Gimp (GNU Image Manipulation Program). Первый релиз 0.54 базировался на библиотеках Motif, а версия 0.99 от 1997 года была построена уже на Gimp Toolkit и Gtk+. В 1998 году вышел новый продукт, основанный на Gimp 1.0.4 и предназначенный для ретуширования кинопленок (доступен пока только в CVS). Этот экспериментальный Gimp носил название Film Gimp или HOLLYWOOD Gimp. Спонсорами нового проекта выступили Silicon Grail (сейчас часть Apple) и лос-анжелесская телевизионная студия Rhythm&Hues. Практически до последнего момента спонсорами Film Gimp рассматривался лишь как часть проекта Gimp, но в ответ на просьбу включить его в основной код они получили отказ. Причиной послужило то, что, по мнению разработчиков, код еще не достаточно созрел, и вопрос о его включении будет подниматься не ранее выхода Gimp 2.0. Для ряда спонсоров этого оказалось достаточно, чтобы потерять интерес к проекту. Казалось, что делу пришел конец. Но с июля 2002 года в проект был привлечен Робин Роуэ (Robin Rowe), который стал его руководителем — фактически, именно он вдохнул настоящую жизнь в FilmGimp, положив конец бесконечным CVS-релизам.

Но теперь перед разработчиками возникла другая проблема — как доказать, что их проект вполне самостоятельный, что он ничем не хуже других, что он преследует свои конкретные задачи. По сути ведь, Gimp и FilmGimp изначально имели разное назначение, и помимо «кровного» и «фамильного» родства их более ничего уже не связывало. А Gimp'oв развелось много, впору и запутаться в них. Не верите? Смотрите: GIMP (http://gimp.org), Gimp for Windows (http://www.gimp.org/~tml/gimp/win32) — порт оригинального GIMP’а под Windows, коммерческие MacGimp (http://www.macgimp.org) и WinGimp (http://www.wingimp.org), есть еще незавершенный на данный момент проект GEGL (http://gegl.org), строящийся на «внутренностях» второго Gimp'a — проект аналогичен Film Gimp и доступен пока только через CVS. Надпись на сайте «Film Gimp is Not GIMP» проблемы не решала. Видно, разработчикам в конце концов надоело такое положение дел, и в марте 2003 года название было сменено. Из предложенных вариантов — CinePaint, FrIMP, Film-Fu, FIMP, GFMP, FilmStudio и FilmShop — было выбрано первое. Хоть все еще откликается и старый сайт проекта, расположенный на http://filmgimp.sourceforge.net. В настоящее время по крайней мере пять известных компаний официально используют CinePaint (т.е. спонсируют проект): Rhythm&Hues (Гарри Поттер, Скуби Ду, Планета обезьян), Hammerhead Productions (Showtime, Blue Crush и The Fast and the Furious II), Sony Pictures Imageworks (Stuart Little II), ComputerCafe (известная по спецэффектам к Армагеддону) и Flash Film Works (Duplex).

Что же особенного в CinePaint?

CinePaint умеет работать с 8/16/32-битным цветов в канале (до 128 RGBA), что существенно больше того, что может передать монитор (до 24), но, как вы понимаете, очень критично для кинопроектора, который имеет куда больший и фактически ничем неограниченный диапазон. Изображение, оцифрованное с 8 битами в канале и затем конвертированное в 16-разрядный цвет, теряет цветовую информацию — на большом экране оно будет расползаться на квадратики (кто смотрел низкокачественное видео на телевизорах с большой диагональю, тот поймет). Также такой расширенный диапазон будет интересен и фотографам, не желающим терять оригинальный цвет (или свести потери к минимуму) при обработке изображений. Обычно для работы с фотографиями и видеоматериалами используются компрессионные форматы с потерями информации, такие как JPG и MPEG. Для размещения в Сети они очень удобны по причине малого размера итогового файла. Но для самого высокого качества изображения используются другие форматы, в которых сжатие или не используется, или оно происходит без потери качества, — таковы Kodak Cineon, Maya IFF, 32-bit TIFF и ILM OpenEXR. CinePaint поддерживает практически все форматы, используемые в этой области; естественно, не забыты и JPEG, PNG, BMP и другие общие форматы.

Так как часовой фильм, если разложить его по кадрам, будет состоять из пары сотен тысяч объектов, естественно, имеется и инструмент, позволяющий управляться с такими большими исходными данными, — здесь он называется Store Frame Manager. Для работы достаточно указать только на первый файл в каталоге, остальные будут найдены автоматически, т.е. фактически CinePaint знает, что каталог — это фильм. Это намного удобнее чем File > Open. Затем можно оценить полученный результат при помощи инструмента Flipbook Player, проигрывающего все файлы по порядку. И конечно же, код, насколько можно, оптимизирован(руется) для работы с такими большими объемами исходных данных. В остальном же CinePaint практически во многом аналогичен Gimp, что, впрочем, и не удивляет, учитывая их родство. Посмотреть на скриншот, так не сразу и поймешь, что за программа запущена. Хотя наш герой все-таки немного на данный момент уступает последнему в интерфейсе, разработчики понимают , что это главный недостаток их программы, и работают над его устранением.

После окончательного отделения от Gimp новый руководитель проекта Robin Rowe поставил цель — поддержать максимальное число платформ. И надо сказать, это разработчикам удалось. Меньше чем за год CinePaint был из Linux портирован под SGI IRIX, Alpha, Mac/XDarwin, FreeBSD, Solaris, IA64, S390, HP-UX, Mac/Aqua, практически одновременно с переименованием проекта появился порт под всенародную любимицу MS Windows, что внесло поначалу даже некоторую путаницу: многие считали, что CinePaint — это FilmGimp для Windows. Все порты имеют аналогичные возможности, кроме виндовского, в котором не поддерживается скриптовый язык Script-Fu, позволяющий автоматизировать некоторые задачи. Надо сказать, что, почувствовав интерес к своему продукту, подкрепленный к тому же финансовыми вливаниями, разработчики рьяно взялись за дело. Так, сравнивая таблицу Milestones, скачанную еще в декабре 2002, с современной версией, могу отметить, что ребята справляются с планом, хотя это и непросто. Так, до конца 2003 года мы дождемся поддержки java, сам CinePaint будет компилироваться на C++, появятся плагины видео (DV, M-JPEG и MPEG) и CMYK, монтажер, удобнее станет интерфейс, а там, гляди, поддержка сканеров и устройств видеозахвата появится. Так что впереди нас ждет самое интересное.

Подробно описывать работу CinePaint смысла нет, он очень похож на Gimp, о котором в Интернете довольно много информации. Единственная проблема, доставшаяся по наследству еще от filmgimp'a, которая может возникнуть при установке, — программа конфигурирования не переваривает новых версий Gtk (пока работает только с первой). Если получаете сообщение об ошибке, просто отключите тест:

В общем, если кому нужен хороший и бесплатный инструмент для работы с изображениями, пусть присмотрится к CinePaint.

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить






Рейтинг@Mail.ru
Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © www.sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov