Мощность современных компьютеров уже позволяет обрабатывать видео даже на домашнем компьютере. Единственная проблемой остается софт, который зачастую стоит совсем не дешево. На помощь приходят OpenSource-аналоги. О CinePaint (http://cinepaint.sourceforge.net), программе для обработки видео для ОС Linux, мы замолвим сегодня слово.
Программа, о которой пойдет речь, предназначена для рисования и ретуширования изображений, подобна по многим своим возможностям Adobe Photoshop и GIMP. Все три продукта являются универсальными инструментальными средствами, которые можно применять во многих сферах. Однако образ пользователя программы в каждом из трех случаев вырисовывается по-разному. Так, Photoshop ориентирован в первую очередь на полиграфистов, GIMP на вебмастеров, а CinePaint на кинематографистов. Это, кстати, не значит, что он неэффективен в печати и в вебе, просто обработка динамичных 35-миллиметровых видеоизображений высокого разрешения главный конек CinePaint.
Краткая история
Все началось с того, что в 1995 году в университете Berkley штата Калифорния студенты Спенсер Кимбол (Spenser Kimball) и Петер Матис (Peter Mattis) создали программу для обработки изображений Gimp (GNU Image Manipulation Program). Первый релиз 0.54 базировался на библиотеках Motif, а версия 0.99 от 1997 года была построена уже на Gimp Toolkit и Gtk+. В 1998 году вышел новый продукт, основанный на Gimp 1.0.4 и предназначенный для ретуширования кинопленок (доступен пока только в CVS). Этот экспериментальный Gimp носил название Film Gimp или HOLLYWOOD Gimp. Спонсорами нового проекта выступили Silicon Grail (сейчас часть Apple) и лос-анжелесская телевизионная студия Rhythm&Hues. Практически до последнего момента спонсорами Film Gimp рассматривался лишь как часть проекта Gimp, но в ответ на просьбу включить его в основной код они получили отказ. Причиной послужило то, что, по мнению разработчиков, код еще не достаточно созрел, и вопрос о его включении будет подниматься не ранее выхода Gimp 2.0. Для ряда спонсоров этого оказалось достаточно, чтобы потерять интерес к проекту. Казалось, что делу пришел конец. Но с июля 2002 года в проект был привлечен Робин Роуэ (Robin Rowe), который стал его руководителем фактически, именно он вдохнул настоящую жизнь в FilmGimp, положив конец бесконечным CVS-релизам.
Но теперь перед разработчиками возникла другая проблема как доказать, что их проект вполне самостоятельный, что он ничем не хуже других, что он преследует свои конкретные задачи. По сути ведь, Gimp и FilmGimp изначально имели разное назначение, и помимо «кровного» и «фамильного» родства их более ничего уже не связывало. А Gimp'oв развелось много, впору и запутаться в них. Не верите? Смотрите: GIMP (http://gimp.org), Gimp for Windows (http://www.gimp.org/~tml/gimp/win32) порт оригинального GIMP’а под Windows, коммерческие MacGimp (http://www.macgimp.org) и WinGimp (http://www.wingimp.org), есть еще незавершенный на данный момент проект GEGL (http://gegl.org), строящийся на «внутренностях» второго Gimp'a проект аналогичен Film Gimp и доступен пока только через CVS. Надпись на сайте «Film Gimp is Not GIMP» проблемы не решала. Видно, разработчикам в конце концов надоело такое положение дел, и в марте 2003 года название было сменено. Из предложенных вариантов CinePaint, FrIMP, Film-Fu, FIMP, GFMP, FilmStudio и FilmShop было выбрано первое. Хоть все еще откликается и старый сайт проекта, расположенный на http://filmgimp.sourceforge.net. В настоящее время по крайней мере пять известных компаний официально используют CinePaint (т.е. спонсируют проект): Rhythm&Hues (Гарри Поттер, Скуби Ду, Планета обезьян), Hammerhead Productions (Showtime, Blue Crush и The Fast and the Furious II), Sony Pictures Imageworks (Stuart Little II), ComputerCafe (известная по спецэффектам к Армагеддону) и Flash Film Works (Duplex).
Что же особенного в CinePaint?
CinePaint умеет работать с 8/16/32-битным цветов в канале (до 128 RGBA), что существенно больше того, что может передать монитор (до 24), но, как вы понимаете, очень критично для кинопроектора, который имеет куда больший и фактически ничем неограниченный диапазон. Изображение, оцифрованное с 8 битами в канале и затем конвертированное в 16-разрядный цвет, теряет цветовую информацию на большом экране оно будет расползаться на квадратики (кто смотрел низкокачественное видео на телевизорах с большой диагональю, тот поймет). Также такой расширенный диапазон будет интересен и фотографам, не желающим терять оригинальный цвет (или свести потери к минимуму) при обработке изображений. Обычно для работы с фотографиями и видеоматериалами используются компрессионные форматы с потерями информации, такие как JPG и MPEG. Для размещения в Сети они очень удобны по причине малого размера итогового файла. Но для самого высокого качества изображения используются другие форматы, в которых сжатие или не используется, или оно происходит без потери качества, таковы Kodak Cineon, Maya IFF, 32-bit TIFF и ILM OpenEXR. CinePaint поддерживает практически все форматы, используемые в этой области; естественно, не забыты и JPEG, PNG, BMP и другие общие форматы.
Так как часовой фильм, если разложить его по кадрам, будет состоять из пары сотен тысяч объектов, естественно, имеется и инструмент, позволяющий управляться с такими большими исходными данными, здесь он называется Store Frame Manager. Для работы достаточно указать только на первый файл в каталоге, остальные будут найдены автоматически, т.е. фактически CinePaint знает, что каталог это фильм. Это намного удобнее чем File > Open. Затем можно оценить полученный результат при помощи инструмента Flipbook Player, проигрывающего все файлы по порядку. И конечно же, код, насколько можно, оптимизирован(руется) для работы с такими большими объемами исходных данных. В остальном же CinePaint практически во многом аналогичен Gimp, что, впрочем, и не удивляет, учитывая их родство. Посмотреть на скриншот, так не сразу и поймешь, что за программа запущена. Хотя наш герой все-таки немного на данный момент уступает последнему в интерфейсе, разработчики понимают , что это главный недостаток их программы, и работают над его устранением.
После окончательного отделения от Gimp новый руководитель проекта Robin Rowe поставил цель поддержать максимальное число платформ. И надо сказать, это разработчикам удалось. Меньше чем за год CinePaint был из Linux портирован под SGI IRIX, Alpha, Mac/XDarwin, FreeBSD, Solaris, IA64, S390, HP-UX, Mac/Aqua, практически одновременно с переименованием проекта появился порт под всенародную любимицу MS Windows, что внесло поначалу даже некоторую путаницу: многие считали, что CinePaint это FilmGimp для Windows. Все порты имеют аналогичные возможности, кроме виндовского, в котором не поддерживается скриптовый язык Script-Fu, позволяющий автоматизировать некоторые задачи. Надо сказать, что, почувствовав интерес к своему продукту, подкрепленный к тому же финансовыми вливаниями, разработчики рьяно взялись за дело. Так, сравнивая таблицу Milestones, скачанную еще в декабре 2002, с современной версией, могу отметить, что ребята справляются с планом, хотя это и непросто. Так, до конца 2003 года мы дождемся поддержки java, сам CinePaint будет компилироваться на C++, появятся плагины видео (DV, M-JPEG и MPEG) и CMYK, монтажер, удобнее станет интерфейс, а там, гляди, поддержка сканеров и устройств видеозахвата появится. Так что впереди нас ждет самое интересное.
Подробно описывать работу CinePaint смысла нет, он очень похож на Gimp, о котором в Интернете довольно много информации. Единственная проблема, доставшаяся по наследству еще от filmgimp'a, которая может возникнуть при установке, программа конфигурирования не переваривает новых версий Gtk (пока работает только с первой). Если получаете сообщение об ошибке, просто отключите тест:
В общем, если кому нужен хороший и бесплатный инструмент для работы с изображениями, пусть присмотрится к CinePaint.