CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2003 ГОД

Каков synthpop, таков и приход

Виктор В. ПУШКАР

Вероятно, вам приходилось слышать (или читать), что синтпоп — это стиль, в котором играет Depeche Mode. Или что Depeche Mode — это самая известная команда в стиле синтпоп. В принципе, правильно. Но речь идет не совсем о близнецах-братьях. Было много других людей, игравших поп на своем синте или активно использовавших синт в своей… кг-м, популярной музыке. Некоторые из них вполне заслуживают как упоминания в этих заметках, так и выборочного прослушивания нашими читателями. Впрочем, по порядку…

http://www.synt.nu/ — сайт, где вы можете ознакомиться с краткой историей synthpop и родственных ему стилей. Парням и девушкам, хорошо знакомым с предметом (конечно, в первую очередь фанам DM :-)), кое-что может показаться спорным, но общая картина вырисовывается правильно. На сайте есть страницы, посвященные Ultravox, Гэрри Ньюмену, Human League, Depeche Mode, Erasure, Eurythmics, плюс еще паре десятков известных и полузабытых команд, а также ссылки на их сайты.

Британцы имеют полное право считать, что синтпоп возник у них. Ведь большинство известных исполнителей начинали (и заканчивали) именно в их стране. При этом немцы с удовольствием напомнят об электронных авангардистах Kraftwerk, еще в начале 70-х активно применявших в своих «сборочных операциях» ритм-машинки и арпеджиаторы. Французы — о Жан-Мишеле Жарре с его кислородными камерами, а также (может быть) об ансамбле Space и «заслуженном космонавте» Дидье Моруани. Американцы вспомнят о нью-йоркском стиле электро и Роджере Линне, папе замечательных девайсов Linn9000 (какой крышеедный бит они образуют в треках New Order!!!) Канадцы могут заметить, что ударник Ultravox Воррен Кан был их человеком в Лондоне. А россияне — вспомнить о Льве Термене и его ритмиконе. Древних греков с лидийским и дорийским ладами трогать пока что не будем :-). Остановимся на том, что синтпоп был скорее интернациональным явлением, и на Восточную Европу тоже более-менее распространялся.

Новая волна (new wave) возникла примерно в то же время. Она отличалась от синтпопа только более сдержанным применением клавиш и ритм-машинок. И более «рокерскими» гитарными партиями. Хотя в характерном для начала 80-х саунде иногда можно перепутать, где люди имитируют музыкальные автоматы, а где грамотно запрограммированные автоматы играют почти как живые. В текстах иногда появлялись проблемы, но артисты относились к ним в основном сдержанно и спокойно. А жесткий электронный саунд под чутким руководством продюсеров становился все ближе к старому доброму рок-н-роллу. Или к слегка ускоренному диско. Поэтому в сборниках вроде «Лучшее из синтпопа» можно встретить и новую волну, и диско, и евротехно, и электро. Кроме признанных основателей жанра, там могут встретиться артисты, записавшие всего пару песен в этом стиле, но зато очень известных и долго крутившихся по музыкальным каналам. Именно в начале 80-х сформировалось расхожее мнение — «если вас не показывают по телевизору, значит, на самом деле вы не существуете». Наверное, потому что тогда мало народу ходило в Сетку :-).

http://www.ultravox.org.uk/ — официальная страница всемирно известной британской группы. В конце 70-х она была скорее культовой, то бишь популярной в узких кругах. Джон Фокс (John Foxx) пел достаточно странные песни в сопровождении рок-гитар, скрипки и электроники. После его ухода и фаны, и критики, и менеджеры группы считали, что проект умер окончательно. Но оставшиеся музыканты решили продолжить его дело. Билли Кьюрри и Мидж Юр тоже умели сочинять поп-песни; скрипку в саунде оставили. В результате появился приятный альбом Vienna, побывавший во всех возможных хитах, чуть более жесткий и новаторский Rage in Eden (1981) и еще пара пластинок, в основном состоящих из самоповторов. Из альбомов с участием Фокса прежде всего заслуживает внимания Systems of Romance. А из параллельных проектов участников группы — танцевальный Visage. Поздние записи Ultravox нравятся только самым преданным из старых их фанов, равно как и сольные работы Миджа. Джон Фокс периодически заявляет о себе как автор-исполнитель электронной музыки. Но к сожалению, заявляет достаточно тихо. http://www.lexiconmagazine.com/NWC/ultravox.html — еще одна страница с историей группы.

http://www.numan.co.uk/ — сайт Гэрри Ньюмена, музыканта и пилота- любителя. До того как Гэрри стал одним из основателей синтпопа, его отказались принять в хард-роковые гитаристы. На прослушивание в известную местную команду (которую сейчас мало кто помнит) он пришел с любимыми примочками. На что ему было сурово поставлено на вид и предложено выключить педали и сыграть пальцА[ударение!!]ми, «шоб как у людей». Ньюмену пришлось пойти сначала в панки, а затем — в электронщики. Слушая Pleasure Principle (1979) или Telekon (1980), вы можете убедиться, что в стройных рядах хард-рокеров такому парню мало места. Однако сами альбомы заслуживают всяческого внимания. Поздние работы Гэрри Ньюмена похожи на ранние, только слабее. Его постепенное сползание на нижние строчки хит-парадов, а затем и полное из них исчезновение к середине 90-х, похоже, закономерно. Однако хочется надеяться, что один из основателей синтпопа однажды выключит автопилот в своем музыкальном проекте и порадует любителей музыкой, написанной в ручном режиме.

http://www.mute.com/ — звукозаписывающая компания, бывший мелкий инди-лейбл, благодаря которому раскрутился Depeche Mode. Или это Мьют Рекордз заработал с помощью DM существенную часть денег и репутации? В первую очередь так произошло потому, что менеджеры смогли создать и продвинуть на рынке свой формат, вместо того чтобы присоединиться к тусовке, каждый год выпускающей в свет якобы «новых Битлов» или «новых Роллингов». Конечно, панове-товарищи, весь этот электронный индепендент — он как есть по определению некоммерческая музыка. И откуда только у этого МьютА[ударение!!] деньги? Вот «Яблоки в саду у дяди Вани» — это да. На них в кабаке иногда целая сотка зарабатывается :-).

Пару дней назад переслушал альбом Some Great Reward (1984), чего желаю и нашим читателям. Если эта музыка покажется слишком жесткой, рекомендую более лирические Music for the Masses или Violator. А поздние записи DM вы, наверное, и сами знаете. Может, даже Дэвида Гехена в лайве слушали… А кому больше нравится Мартин Гор, добро пожаловать на http://www.martingore.com/. Посетив пару страниц артистов Mute, я еще раз вернулся на Synt.nu. http://www.synt.nu/erasure/ — страница группы Винса Кларка. Его первую постDM-команду Yazoo уже мало кто помнит, а вот Erasure периодически в хиты возвращается. Как правило, с очень милой и ненавязчивой музыкой.

На ресурс UBL я захожу достаточно редко, так как раздражают всплывающие банннеры. Однако на этот раз пришлось восстанавливать историческую справедливость. Одна из лучших в своем направлении команд ну совсем слабо представлена в Сети. Результат поиска по ключевым словам «New Order» выглядел так: http://ubl.artistdirect.com/music/artist/bio/0,,472943,00.html?artist=New+Order.

В 1980 году крайне депрессивный парень Йен Кертис лишил себя жизни. Йен был вокалистом Joy Division, одинаково культовой и для готов, и для панков. Его друзья, пережив потерю, решили играть электронную музыку, естественно, под новым названием. Меньше гитар, больше клавиш и новый вокалист. Их эксперименты привели к особому успеху, когда вышел сингл Blue Monday, до сих пор остающийся одним из лучших танцевальных треков. Кстати, 808 State сейчас записывает кавер этой композиции. Из альбомов интересно слушаются Power, Corruption and Lies (1983), Low-life (1985) и несколько более мягкий Brotherhood (1986).

http://www.vibber.dk/eurythmistan/index2.html. Сайт Eurythmics — дуэт вокалистки Энни Леннокс и клавишника/гитариста/продюсера Дейва Стюарта. Одна из самых странных пар в истории поп-музыки. После совершенно безумного In the Garden Дейв и Энни начинают разбавлять жесткие электронные грувы душевными лирическими песнями. Начиная со Sweet Dreams (1982) практически каждый их альбом становится популярным. Touch и 1984 я тоже иногда с удовольствием переслушиваю. Вокал Леннокс вряд ли нуждается в комментариях. Дейва Стюарта иногда поругивают, что-де запоминающихся мелодий он не пишет и без знаменитой вокалистки выглядит весьма бледно. А кто написал в 1991-м электронный хит Lily Was Here? В аранжировках клавишных и сведении звука равных ему и вовсе мало. Помните, Мэрилин Мэнсон сделал свою версию Sweet Dreams? Лучше бы он «Шикыдым» спел. Втроем с Павликом и Киркоровым :-).

А что же происходит (происходило) в наших краях? Говорить об «украинском синтпопе» как явлении вряд ли возможно. Поскольку само явление отсутствует. Евротехно и евродиско у нас играли (или пытались играть) намного чаще. Любовь к сольным альбомам Энни Леннокс Diva и Medusa среди киевской поп-тусовки была почти обязательной. Согласен, их есть за что любить. Однако одновременно считалось, что для широкой публики это слишком, тей-то як його, андерграундно . Неужели до сих пор у ряда деятелей «есть такое мнение»? Впрочем, в творчестве Ирины Билык, Скрябина, а также менее известных Shake Hi-Fi или Foa Hoka можно было обнаружить различные следы увлечения музыкой синтпоп. (Примечание: Скрябины совсем не были похожи на DM, это все противные музыкальные журналисты выдумали. А сейчас там другой состав, и даже на раннего Скрябина это похоже мало).

Упоминание о вероятно единственных украинских исполнителях синтпопа мною было обнаружено на сайте Черемшинаhttp://www.kmstudio.com.ua/. В разделе Нова Хвиля есть короткая информация о киевском трио Иван Самшит, записавшем в начале 90-х как минимум 6 альбомов, часть из которых я еще тогда с удовольствием слушал. Хотя парни играли и пели в свое удовольствие, они почти сразу нашли потенциального издателя для своей музыки. Но это были явно не Мьют Рекордс. Отчасти поэтому, а отчасти по другим причинам (отъезд вокалиста Питера) в 94-м году группа распалась. А ведь были у них настоящие народные хиты…

Чем дольше музыкант или продвинутый меломан живет на свете, тем чаще, отслушивая модный альбом лаунжа или поп-эмбиента, он категорично заявляет: «Где-то я похожую вещь уже слышал. Поп-культура мельчает (загнивает, деградирует). Вот раньше были мелодии (ритмы, тексты, прикиды). Даже у хиппи хаера росли гуще, а клеша мели асфальт качественнее». И, тяжело вздыхая (или агрессивно размахивая тростью :-)), наш герой с излишне хорошей памятью переходит в разряд ностальгирующих личностей. Его уже сложно заинтересовать Фишкой-2003, так сильно похожей на Фишку-1983, в свою очередь вызванную к жизни ностальгией по 60-м. Поддерживать замкнутый производственный цикл — дело бизнесменов. Оживлять покойников при благоприятном расположении планет — это уже скорее занятие для некромантов. А дело артистов — доказывать слушателям и самим себе, что в мире развлечений все еще могут происходить приятные неожиданности. Попробуйте чем-то удивить публику. Если синт у вас уже есть, в чем тогда дело?

Господа попсари внимательно следили за актуальными тенденциями. Чуть позже они пришли к мысли, что Эпоха Бивиса и Батхеда на подходе. На ее начало у нас вроде бы оперативно среагировали. Ансамбль Ласковый и Нежный Мираж помните? Но что-то запаздывают праздники по поводу ее завершения.

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov