CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2003 ГОД

Схваченные и одомашненные

Виктор В. ПУШКАР

Когда-то кинотеатры водились отдельно от человеческого жилья. Их сложно было назвать совсем дикими, но в середине прошлого века смотреть фильмы, не выходя из загородной резиденции, могли только очень отдельные парни… Конечно, лет двадцать назад уже менее отдельные личности слушали музыку на Hi-Fi аппаратуре, смотрели записанные ночью в гостинице видеоклипы или купленные у неизвестного лица «видеокассеты с фильмами про «Это» (кто знает, что такое «Это», мыльте в редакцию свою версию :-)).

Однако качество изображения и звука, которое получает пользователь, сидя на своем любимом диване и в казенном кресле кинозала, до сих пор различается очень существенно. Лично я с удовольствием похаживаю в кино, когда там есть что смотреть. А к VHS-записям с самого начала относился очень равнодушно. Если посматривал, то исключительно из-за попадавшихся иногда редких и приятных фильмов. Посудите сами: разрешение VHS — почти вдвое меньше телевизионного вещательного сигнала, цвет сильно компрессированный, звук — примерно как на старом советском кассетнике (или в эмпешке на 128 кб/с, если вы не слышали магнитофона «Романтика»). После первой перезаписи на экране местами начинает идти «снег», а после второй за помехами с трудом угадывается полезный сигнал. В общем, у автора этих строк заслуженный четырехголовочный видеомагнитофон благополучно отдыхает рядом с 24-дюймовым телевизором. В кино далеко не каждую неделю показывают что-нибудь интересное. Фильмы все больше смотрятся с компа в формате MPEG-4. Насчет DVD… Качество — просто супер, цены на них тоже приближаются к реальным, но репертуар пока что оставляет желать лучшего.

Кинотеатры продолжают одомашниваться. И производители железа продолжают предлагать пользователям новые модели. По их словам, конечно же, они намного круче «старых», купленных за те же деньги полгода назад. Постараемся разобраться, когда по железной части действительно происходит технический прогресс, а когда железо просто слегка перекрашивают и маркируют другой цифрой. Понятно, что настоящий прогресс нас интересует больше. Например, есть ли заметная юзеру разница между звуковой дорожкой в формате 5.1 и 7.1? А если она действительно существует, что нужно, чтобы ее услышать?

Пару дней назад Имеющий Уши побывал на маленьком шоу в одном из московских клубов. Где демонстрировались практически все новые продукты Creative Labs. И выступали руководители компании, включая ее генерального директора г-на Марчина Киндлера. После шоу можно было дополнительно посмотреть и послушать новые девайсы, а также задавать вопросы людям, Имеющим Прямое Отношение... К чему именно, вы сейчас узнаете.

Дарра О'Тул, бренд-менеджер по аудиопродуктам, представил на шоу звуковую карту Sound Blaster Audigy 2 ZS. Карточка полностью 24-битная (да, запись в 24 бита тоже поддерживает), она имеет восемь аудиовыходов, обеспечивает совместимость со стандартами Dolby Digital EX, DTS-ES и DVD Audio. Новая версия EAX Advanced HD 4.0 позволяет особо точно просчитывать пространственные эффекты в играх, включая одновременное моделирование движения объектов в нескольких акустически связанных помещениях. Здесь я бы обошелся минимумом подробностей и предложил читателям послушать.

Кроме того, карточка поддерживает многоканальную запись, снабжена драйверами ASIO 2.0 и учебной, но вполне функциональной версией секвенсора Cubase. О тон-банках Sound Font и популярной молодежной софтине Frutty Loops вы тоже слышали. Да, это лицензионный софт :-). Значительная часть настроек 32-битного ревербератора доступна не только программистам, но и каждому юзеру, способному найти контрольную панель карточки.

Виктор В.: Какие операционные системы предполагает поддерживать Creative Labs?

Дарра О'Тул.: В первую очередь мы ориентируемся на Windows XP, но также будем поддерживать и другие версии Windows, начиная с 98SE. Здесь мы полностью согласовываем свою политику с Microsoft. Как правило, пользователь может качнуть драйвера даже к нашим самым старым карточкам.

В.: Насколько мне известно, звуковые карты Creative также достаточно хорошо чувствуют себя под Linux. Участвуют ли в этом ваши сотрудники, или дрова пишут только добровольцы?

Д.: Есть люди, которым нравится Linux и нравится наша продукция. GPL — дело добровольное. Меня лично радует, что часть линуксоидов выбрала для себя карточки Creative.

В.: Сегодня во время вашего выступления фильмы и фрагмент из Лары Крофт шли со звуком в формате 7.1, а звуковой DVD играл в 5.1. С чем это связано?

Д.: Это уже сложившееся положение вещей на потребительском рынке. DVD-аудио — это по умолчанию шестиканальный звук, и мы вряд ли вскоре услышим что-то другое. Было достаточно сложно убедить и производителей, и пользователей фонограмм перейти на новый формат. На рынке наблюдается очень большая инерция, поэтому в ближайшее время он будет самым распространенным. Как 7.1 в домашнем видео.

Уголок маньяка: ТHX, Dolby Digital и DTS.

Спецификация ТHX разработана под чутким руководством Джорджа Лукаса для кинотеатров, демонстрирующих его фильмы. В отличие от стандартов кодирования сигнала Dolby Digital и DTS, она означает соответствие аудиосистемы определенным требованиям к качеству продукта.

По сравнению с известной нашим читателям Dolby Digital 5.1, в системе 7.1 предполагается наличие двух фронтальных стереопар, расположенных ближе и дальше от зрителя под разными углами. Согласно результатам ряда психоакустических исследований, еще одна стереопара впереди намного полезнее, чем дополнительный центрально-тыловой динамик. Моими субъективными ощущениями это полностью подтверждается. Пространственная картина в формате 7.1 получается более глубокой и четкой по сравнению с 5.1, а разница между 5.1 и 6.1 находится где-то на пороге заметности. Если учесть, что в кино звук, приходящий «спереди», по определению несет самый большой объем информации, то 7.1 выходит более правильным. Я очень сильно сомневаюсь, что в ближайшее время появятся, к примеру, бытовые DVD со звуком 9.1 (или 10.2 :-)). Поскольку систем 5.1 и 7.1 абсолютному большинству юзеров хватает с головой, и далеко не каждый кинотеатр на сегодня обеспечивает звук, соответствующий даже спецификации Dolby 5.1.

«Так давайте показывать фильмы исключительно в 7.1 на ТHX-совместимом оборудовании!» — воскликнет восторженный юзер. К сожалению, тут возникает ряд проблем. Во-первых, Лукас очень ограниченно предоставляет сертификаты на соответствие своему «стандарту предприятия». Конечно, железо есть железо, а сертификат — всего лишь лист хорошей бумаги с печатью. Но если разрешить ставить три волшебных буквы (Вовочка, снова ты о своем :-)) на любую картонную коробку, мы очень скоро увидим в магазинах и на базарах маркированные ими совершенно «левые» дивайсы, из которых хорошо, если стерео можно услышать. Станет ли ТHX стандартом отрасли? Первые шаги уже сделаны. Дальнейшее зависит от того, сколько денег будут хотеть за сертификаты и будет ли предложена разумная альтернатива.

Во-вторых, на сегодня только часть работников звукового фронта может похвастаться четким пониманием возможностей многоканальных форматов 5.1 или 7.1. Вспомним историю развития стерео. Заслуженный монофонический пипл долго и честно пытался сообразить, что делать со вторым каналом. Практически все двухканальные пластинки, записанные в начале 60-х, представляют собой или т.н. «раннее стерео», или очень осторожно расширенную монофонию. А практически каждая стереопластинка (2.0) имела пометку о совместимости с монофонической аппаратурой (1.0).

Противостояние двух отраслевых стандартов Dolby Digital EX и DTS-ES обещает быть менее жестким (и даже менее комичным), чем борьба Фредди Крюгера против Джейсона Хоккейная Маска. Компромисс вроде бы уже найден. Более того, он аппаратно реализован в продукции Creative Labs. Также вспомним, что система 7.1 по умолчанию предполагает воспроизведение звуковых дорожек 5.1, 2.1 и 2.0. Можно включить режим апмикс (upmix) и получить из стерео псевдо-7.1. Но лучше оставим фонограмме ее родное количество каналов. Очень многие фильмы на DVD имеют звуковые дорожки и в Dolby, и в DTS. Места пока хватает.

Выход из Уголка Маньяка.

Еще один интересный разговор состоялся с Нилом Леггеттом, бренд-менеджером по акустическим системам. Самплы в формате Sound Font приводятся.

Нил Леггетт: Лучший способ оценки качества акустики — это включить ее и послушать на разных звуковых дорожках. Конечно, есть помещения, оптимальные для прослушивания музыки. Т.е. прямоугольные, с определенными пропорциями и коэффициентом поглощения. И есть маленькие, сильно заставленные мебелью, где проблематично правильно разместить колонки. С другой стороны, наши системы 7.1 позволяют получить качественные пространственные эффекты даже на самой минимальной площади. Главное — взаимное расположение колонок. Вот эта система включает ноутбук, USB-карточку Audigy 2 NX и колонки Inspire T7700. Можете убедиться :-)

Виктор В.: Согласен. Даже посмотрел бы здесь фильм полностью. Но есть такие привередливые люди, которым сначала подавай технические характеристики. Какими стандартами вы пользуетесь для их измерения?

Н. Л.: Основные измерения мы проводим по стандартам RMS, принятым во многих западных странах. Если прибор другой фирмы, который якобы лучше по техническим характеристикам, субъективно звучит слабее, то это потому, что мы в паспорте написали правду. Есть еще стандарты PMPO, от которых практически пришлось отказаться. Иногда акустику испытывают на такой мощности, что после испытаний ее можно только выбросить. Но в технических характеристиках этот параметр указывают как максимальную пиковую мощность. Поэтому еще раз повторю: главное — послушать и убедиться лично.

Остается только поблагодарить сотрудников Creative Labs за информацию. И в очередной раз задуматься о том, что стерео, даже очень правильное, постепенно теряет свою роль оптимального формата звукозаписи. Оно остается актуальным для сетевого вещания и персональной портативной аудиотехники (новую модель проигрывателя эмпешек Jukebox Zen NX я тоже слушал, но это предмет отдельного разговора). Стандарты многоканальной записи, о которых шла речь, явно превосходят своих предшественников вроде Surround 4.0 или Dolby ProLogic. Они имеют реальные шансы в ближайшие много лет оставаться актуальными. И пусть парни, доказывавшие, как круто иметь четыре колонки со странным фазовым сдвигом, заходят к своим знакомым и слушают настоящий пространственный звук. Имеющий Уши охотно напечатает фотографии задавившего их земноводного :-).

Согласен, звуковое железо Creative и колонки примкнувшей к ней Cambridge Audio — не единственный вариант выбора для украинских юзеров, а всего лишь один из самых реальных. Мы с удовольствием напишем о продукции других почтенных фирм. Только дайте нам шанс :-). Для этого даже не обязательно арендовать клуб так далеко от центра Киева и привозить туда Виктора В. Достаточно предоставить на тестирование сами приборы.

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov