CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2003 ГОД

Секреты ILLUSIONиста

Сергей БОНДАРЕНКО, Марина ДВОРАКОВСКАЯ blackmore_s_night@yahoo.com

Несмотря на то, что спецэффекты, которые можно наблюдать в современных фильмах, кажутся чрезвычайно сложными, на создание некоторых из них уходит гораздо меньше времени, чем это может показаться на первый взгляд.

Допустим, вы придумали необычный спецэффект. Пока он живет только в вашей голове, и объяснить окружающим, что именно вы хотите увидеть на отредактированном видеоматериале, очень тяжело. Прежде чем осуществить какой-либо замысел, необходимо тщательно обдумать, какими средствами можно добиться желаемого результата. Например, для одного из фильмов серии «Звездные войны» нужна была сцена падающего водопада. Ехать и снимать настоящий водопад оказалось накладно, поэтому создатели картины решили «обмануть» зрителя и изобразить его самостоятельно. Вместо воды они сыпали соль на черном фоне, а затем при помощи видеомонтажа делали комбинированные съемки, совмещая отснятое видео реальных гор с «падающей солью». Сегодня для создания подобных сцен заказывать килограммы соли необязательно. В подобных ситуациях обращаются к компьютерной графике, ведь в одном из трехмерных графических редакторов (Maya, Softimage, Houdini и пр.) можно смоделировать любой водопад. Однако стоит ли использовать 3D везде и всегда? Если нам нужен космический корабль, то без трехмерной графики не обойтись. Но если понадобилось создать тот же водопад или взрыв, есть ли необходимость в девяносто шестой раз тратить огромное количество времени на рендеринг, когда все можно сделать гораздо проще?

Визуальные эффекты наподобие взрывов, водопадов, дыма и огня можно имитировать, используя приемы видеомонтажа. Данный вариант имеет преимущество перед 3D, поскольку в этом случае на создание проекта уходит меньше времени и денег. Конечно, сделать реалистичным спецэффект легче в 3D, однако есть «кулинарные хитрости» видеомонтажа, зная которые даже начинающий любитель сможет без труда создавать сложные спецэффекты.

Знакомство

Помнится, около года назад на одном из украинских телевизионных каналов в конце очередного выпуска новостей шел прогноз погоды. На карте, как это обычно делается в таких случаях, показывалась температура, а через всю картинку пролетали снежинки или падали листья, в зависимости от времени года.

Данный спецэффект был выполнен при помощи ParticleIllusion (рис. 1) — программы, незаменимой для профессионалов, мощном инструменте для создания всевозможных эффектов с частицами. Причем формирование видеоряда с опадающими листьями и кружащимися снежинками, несмотря на кажущуюся сложность, по всей Рис. 1.видимости, заняло у видеорежиссера не более нескольких минут.

Особого внимания программа ParticleIllusion заслуживает хотя бы потому, что ей практически нет аналогов. Используя этот инструмент, вы сможете создавать эффекты падающих цифр, как в фильме «Матрица», мерцания «звездной пыли», дыма, огня, взрывов, потоков воды и так далее. Видео, выполненное при помощи ParticleIllusion, выглядит необычайно красиво и правдоподобно, а сам процесс видеомонтажа превращается в увлекательное занятие.

Инсталляция полной версии этой программы занимает около четырехсот мегабайт. Основную часть этого объема отводится всевозможным библиотекам, которые можно скачать из Интернета, с официального сайта программы http://www.wondertouch.com/downloads.asp. Кроме этого, пользователям Всемирной Сети доступна демо-версия ParticleIllusion 3.0 (http://www.wondertouch.com/downloads/particleIllusion30demo.zip). Проекты, созданные с ее помощью, могут иметь максимальное разрешение 800х600, а также снабжены «водяным знаком». К демонстрационному релизу программы прилагается вся необходимая документация. Ну а если вы захотите раскошелиться на дисковую версию ParticleIllusion 3.0, сообщаем, что разработчики оценили ее в $399 (впрочем, как известно, у нас цены немножко другие :-)).

Прежде чем вы приступите к инсталляции программы, должны вас предупредить, что ParticleIllusion установится лишь при разрешении экрана не менее 1024x768. При попытке проинсталлировать ее на меньшем разрешении возникнет предупреждающее окно, и процесс окажется прерван. Можем лишь посочувствовать владельцам пятнадцатидюймовых мониторов, работать в этой программе им будет крайне неудобно .

Интерфейс

Рабочее окно ParticleIllusion можно условно разделить на шесть основных частей-окон (рис. 2).

Layers (Слои).

В этом окне отображаются слои проекта. Они выполняют ту же роль, что и слои в Adobe Photoshop.

Рис. 2.Hierarchy (Иерархия).

Это окно расположено под окном Layers. Здесь отображаются основные характеристики источников частиц (т.н. эмиттеров). У пользователя есть возможность управлять числом, размерами и продолжительностью жизни частиц, величиной их скорости, задавать им вращение, контролировать их прозрачность и т.д.

Stage Window (Рабочее окно).

Предназначено для работы над проектами. В нем вы управляете положением частиц и прочих объектов текущего проекта.

Graph (Окно с графическим отображением характеристик частиц).

Это окно представлено в виде графика, где горизонтальная ось означает время, а вертикальная показывает числовое значение параметра, который выбран в окне Hierarchy.

Library (Библиотека).

Окно, в котором отображается загруженная пользователем библиотека заготовок. Библиотеки в ParticleIllusion играют первостепенную роль. Количество эффектов, которые можно получить, используя эту программу, столь велико, что каждый раз создавать «с нуля» сложную сцену (например, с водопадом или с имитацией взрыва) нецелесообразно. Заготовки спецэффектов хранятся в файлах с расширением *.il3 (для последней, третьей версии программы).

Чтобы загрузить ту или иную заготовку, необходимо правой кнопкой мыши в поле окна Library вызвать контекстное меню программы и выбрать в нем строчку LoadLibrary или Quick LoadLibrary (второй пункт меню позволяет быстро активизировать часто используемые библиотеки). Для того чтобы не запутаться в многочисленных эффектах, удобно использовать менеджер библиотек (рис. 3). Для его вызова используйте сочетание клавиш Ctrl + M (или еще раз обратитесь к контекстному меню). Работает он точно так же, как обычный графический вьювер типа ACDSee. Выбрав нужную библиотеку, вы увидите список всех заготовок, из которых она Рис. 3.состоит, а также сможете просмотреть каждый из эффектов «в действии».

Preview (Предварительный просмотр).

В этом окне можно просмотреть, как будет выглядеть эффект, выбранный пользователем. Если вы работаете на слабеньком компьютере, вам наверняка понравится то, что размеры каждого из окон поддаются изменению. Зачем это нужно? Например, можно уменьшить окно предварительного просмотра до таких размеров, при которых исчезнут «тормоза» :-).

Некоторые эффекты, которые выбираются в окне Library, сразу не видны. Это связано с тем, что частицы имеют темный цвет, и на черном фоне окна предварительного просмотра незаметны. В этом случае необходимо вызвать правой кнопкой мыши меню и установить другой цвет фона этого окна или выбрать в качестве бэкграунда графическое изображение.

Как работать

Свойствами источников частиц можно управлять двумя способами. Первый — выбирая требуемый параметр в окне Иерархия и управляя его значением в окне Graph, а второй, более удобный, на наш взгляд, — посредством окна Emitter Properties (правый клик на окне Hierarchy или Library). В окне Emitter Properties содержится большее количество параметров: в нем можно задавать форму (профиль) частиц, их цвет и т.д.

Так как ParticleIllusion предназначается в основном для анимационных эффектов, она имеет панель управления анимацией (рис. 4). Обратите внимание на кнопку с красной точкой. Она служит для сохранения результата работы программы в один из поддерживаемых форматов — *.avi, *.bmp, *.cmp, *.iff, *.jpg, *.pct, *.png, *.ps, *.sgi *.tga и *.tiff. Чтобы наложить эффект ParticleIllusion на какое-нибудь видео, необходимо установить в качестве фона графическое изображение, видеофайл или секвенцию (последовательный ряд кинокадров). По собственному опыту отметим, что в качестве бэкграунда использовать лучше не видеофайл, а секвенцию. Секвенция, если кто не знает, это набор графических файлов, каждый из которых соответствует определенному кадру. Обработка такого набора кадров идет несколько быстрее и, кроме того, имея такую Рис. 4.«цепочку», гораздо удобнее отслеживать нужный вам кадр.

Как сделать секвенцию

Существует много способов получить секвенцию из любого видеофайла. Например, для этого можно воспользоваться утилитой VirtualDub, о которой уже неоднократно упоминалось на страницах МК (см. «Рецепты домашнего видео», МК, № 32 (255)). Откройте в этой программе ваш видеофайл и выполните команду File > Save as image sequence. VirtualDub «предложит» вам меню настроек этой секвенции. Обратите внимание на параметр Minimum number of digits in name. Здесь указывается число цифр в названии каждого графического файла. Главное условие корректного экспорта всей цепочки файлов в ParticleIllusion — одинаковое число цифр в названии каждого из них. Количество минимального числа цифр в имени (Minimum number of digits in name) должно совпадать с числом цифр в последнем кадре (Last frame filename). При этом, если в общей сложности видеофайл содержит, скажем, тысячу кадров, то первый будет пронумерован как «0001», второй — «0002» и так далее, вплоть до последнего кадра «1000».

По умолчанию в настройках ParticleIllusion разрешение проекта составляет 320x240 точек, однако эти цифры можно менять по своему усмотрению. Делается это при помощи сочетания клавиш быстрого доступа Alt + P. Если разрешение картинки импортируемого в качестве фона видеофайла или секвенции не совпадает с установленным размером проекта, то пользователь увидит сообщение, в котором программа предложит изменить текущее разрешение проекта на то, которое идентичное бэкграунду.

Суперэмиттер

Как мы уже говорили выше, пользователь имеет возможность управлять основными параметрами источников частиц. Кроме этого, он может любой источник превратить в особый тип — super particles. Суперэмиттер обладает интересной особенностью — каждая из его частиц представляет собой еще один источник частиц. В результате мы имеем дело с красивым эффектом «порождения» новых particles. Изменяя положение эмиттера в окне проекта с течением времени, можно увидеть пунктирную кривую, которая соединяет ключевые положения источника частиц. Эта кривая есть не что иное, как траектория движения объекта. На частицы можно воздействовать тремя вспомогательными объектам от ParticleIllusion —Deflector (отражатель), Blocker (препятствие) и Force (внешняя сила). Это необходимо, когда вы, например, создаете эффект дыма, на который дует ветер, или водную струю, искривляющуюся под действием сил притяжения к земле, и т.д.

Вспомогательные объекты расположены на панели инструментов (рис. 5) и представлены в виде своеобразных иконок. Итак, Внешняя сила (Force object) обозначается стрелочкой в квадрате. Направление этой стрелочки указывает направление вектора силы, а квадрат — это область воздействия силы на источник частиц. Отражатель, соответственно, отображается в окне несколькими точками, которые составляют отражающие отрезки. Объект Blocker определяет область в окне проекта, в которой частицы будут исчезать. Свойства вспомогательных объектов Force, Deflector и Рис. 5.Blocker отображаются в том же окне, что и свойства частиц, —Hierarchy Window.

Для того чтобы созданный в ParticleIllusion спецэффект был реалистичнее, можно добавить эффект смазывания движения (motion blur). Двигающиеся объекты на конечной картинке станут более размытыми, чем неподвижные, что придаст сцене некоторую «естественность».

Вывод

Работа с ParticleIllusion настолько увлекает, что даже тот, кто не очень хорошо знаком с принципом создания видеоспецэффектов, с интересом будет рассматривать красочные библиотеки источников частиц (к сожалению, нам не удалось отобразить эти потрясающие эффекты при помощи скриншотов — их обязательно нужно наблюдать в действии). Интуитивно понятный интерфейс и наглядность всех настроек поможет вам практически сразу приступить к работе. Не сильно перегружая системные ресурсы, ParticleIllusion может стать верным другом для тех, кто в свободное время пробует себя в роли видеорежиссера, а также надежным помощником для всех, кто профессионально работает с видео. ParticleIllusion — это та программа, которую нужно обязательно иметь под рукой. Она почти наверняка «выручит» даже тогда, когда потребуется создать качественный эффект с частицами за небольшой промежуток времени.

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov