CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2003 ГОД

Мышиная возня

Владимир СИРОТА vovsir@km.ru

Ну что ж, уважаемые читатели, в этот раз нам предстоит повозить, вернее, повозиться с новыми оптическими мышами.

Дружба дружбой, а мыши…

Встретил старого друга. Смотрю, а у него настроение положительное. Нет, не подумайте, что он был сильно навеселе. Как раз наоборот, он на все «положил» :-). Че, говорю, так? Да жена, говорит, за… заколебала. Да не расстраивайся ты, говорю, пошли в гости, возьмем лекарство от депресняка, «пивосин» называется, посидим, вспомним годы молодые. Ну, сидим, сидим, гляжу — товарищ плавно переместился за компьютер. Ну надо же, видно у него все-таки был нефартовый период в жизни! Ибо в ходе его «разборок» с виртуальными врагами, уж не помню в чем, кажется, в SplinterCell, в судьбе моей старой доброй оптической мыши Maxxtro наступил решающий момент. В прямом смысле этого слова. Заключался он в следующем. Колесико прокрутки категорически отказалось заниматься своей работой. Разобрав мышь, я с грустью осознал, что починке без значительного «геморроя» возникшая поломка не подается — на границе механизма фиксации прокрутки лопнула ось колесика-крутилки  (рис. 1). А поскольку эта ось составляет с тем самим колесиком одно целое, то заменить сей элемент не представлялось возможным. Заметьте, эта поломка напрочь опровергает слухи о мнимой долговечности оптических мышей, которую нам обещали на заре их появления. О чем, между прочим, я «пророчески» говорил (или «каркал» :-)?) еще тогда, когда мы писали о первых экземплярах оптических грызунов (см., например, статью «Мышиная семья», МК, № 37, 38 (156, 157); «Чувствуя движение курсора», МК, № 7–8 (126–127); «Не все на шаре», МК, № 6 (125)). Ведь помимо оптического элемента, в таких девайсах полно «ломких» механических деталей. И излишне ретиво жавший на кнопку перекачанный… э-э… пивом друг в качестве источника проблем в расчет не принимается — техника должна выдерживать периодические экстремальные нагрузки.

Рис. 1.

«Продажа разных мук»

Как вы понимаете, передо мной во весь рост встала… нет, не жена друга. А проблема приобретения новой мыши (я так привык к колесам :-), что просто не могу без них обходиться). В повседневной работе, а вы что подумали?

Как быть? Отправляться за покупками сразу? Ну вот, приду я магазин, попрошу продавца показать мне хорошую мышь… И что произойдет? Как свидетельствует жизненный опыт, за более чем десять лет развития капитализма в Украине «менеджерами» в компьютерных магазинах до сих пор работают непрофессионалы. Я порой удивляюсь, по какому такому критерию берут их на работу? Не иначе как на основании личных знакомств. И уж точно не по оценке уровня знаний компьютерной техники. Живой пример. Давеча в магазине одной известной компьютерной фирмы наблюдал сцену, когда женщина с парнишкой лет десяти пытались купить себе новую мышь. Продавец поинтересовался, какой у них разъем мыши. Они, естественно, не знали. Но показали, ткнув одну на витрине, что разъем клавиатуры у них типа АТ. «Менеджер» безапелляционно заявил, что и мышь им надо искать с таким же (!) разъемом. И ударились бы они во все тяжкие :-) поиски, по крайней мере, до следующего магазина. Если бы я случайно не оказался рядом и не попытался толком «обрисовать» картину с подходящими им мышами. Не вызывает сомнений, что нашим ИТ-фирмам надо хотя бы заниматься повышением уровня подготовки персонала, если уж берут на работу людей без необходимых знаний. Впрочем, не стоит думать, что данная проблема характерна только для ИТ-сектора. Убежден, это общая беда украинской розничной торговли техникой.

Например, недавно довелось обходить магазины в поисках нового пневматического пистолета (привет airganner’ам). Такого бреда там наслушался! И могу только представить, какую «пургу» гонят покупателям продавцы более сложной техники, скажем, кондиционеров :-). Впрочем, после того как недавно мне попытались доказать, что «сто грамм — это объем» (!), приводя в качестве «неопровержимого» аргумента пример с жидкостью, из-за которой при советской власти едва не вымерли многие народы Крайнего Севера, я многому чему перестал удивляться.

Мораль сей басни такова. В общем, ребята, до сих пор у нас за обман потребителя ответственность несет сам обманутый потребитель.

Но что-то я отвлекся от темы. Возвращаемся к мышам. В общем, вместо похода в магазин, решил я лично взяться за изучение кандидатур на смену моей пострадавшей Maxxtro, так сказать, в теплой дружественной обстановке. Тем более что и повод имеется подходящий — на рынке появились оптические мыши нового поколения, с улучшенными сенсорами и прекрасным дизайном. Именно новым технологиям в современном мышестроении, а также примерам мышей на их основе будет посвящено нынешнее повествование.

Как известно, взрослые — это хорошо замаскированные дети. Которые отличаются от «незамаскированных» тем, что покупают более дорогие игрушки. Ну а еще играют в другие игры и читают другие сказки. Но последнее нас сейчас не интересует. А вот в соответствии с первым пунктом этой научной концепции я решил купить себе «взрослую» мышь. Поэтому не пугайтесь :-), нынешний обзор возглавят именно такие недешевые девайсы. Дети, не волновайтесь, для сравнения будут присутствовать и недорогие варианты «зверьков» на оптосенсорах первого поколения, которых на рынке до сих пор полно.

Капелька истории

Оптические мыши появились в 1999 году (раньше большинство массовых компьютерных «грызунов» были оптомеханическими). Род их начинается с мышек Microsoft, созданных с применением технологии IntelliEye. Хотя на самом деле вывели эту породу не товарищи большого Б.Г., а ребята в лабораториях Hewlett-Packard.

Основной принцип работы таких мышей состоит в следующем. С помощью светодиода под мышью подсвечивается участок поверхности. В свою очередь, миниатюрная цифровая камера делает снимки этой поверхности с высокой частотой. Информация с полученных снимков поступает на встроенный в мышь процессор, который после ее обработки делает выводы о направлении перемещения мыши. Затем в компьютер направляются данные об имевших место передвижениях девайса, на основании которых по экрану ПК уже перемещается курсор. Вот собственно и все о базовом принципе работы оптических мышей. Их достоинство заключается в том, что многим из них просто не нужен коврик (оптомеханическим мышам он необходим для хорошего сцепления вращающегося шарика с «подмышечной» поверхностью). «Зверьки» могут просто кататься по гладкому столу, по листу бумаги, по ноге рядом сидящей девушки и даже по ее... ну это не важно.

По сравнению с первым поколением оптических мышей, у современных моделей увеличилось разрешение оптической системы слежения за перемещением, возросла и частота, с которой делаются снимки. Если первые мыши «снимали» поверхность по 1500 раз в секунду, то позже появились сенсоры, способные делать по 2500 снимков, а у самых современных моделей частота «фотографирования» поверхности доходит до 6000 в секунду. Разрешение же датчиков выросло с 400 до 800 точек на дюйм. Все это позволило существенно улучшить характеристики современных девайсов по сравнению с их предками трехлетней давности. Новым мышам уже не страшны быстрые и резкие перемещения, их можно двигать по тем поверхностям, на которых датчики старых манипуляторов «спотыкались».

Далее мы подробнее остановимся на особенностях современных оптических датчиков, используемых в мышах.

Сенсорная Logitech’ника

Начнем мы наши исследования с рассмотрения самой «свежей» линейки мышей компании Logitech, серии MX. В этом поколении оптических мышей появился новый датчик перемещений, получивший официальное название MX Optical Engine. Чем же он хорош? Попробую пересказать в собственном вольном изложении то, что удалось вычитать по этому вопросу на сайте самой компании-производителя.

Итак, там в одном месте сказано, что MX Optical Engine был создан для того, чтобы предложить нам для пользования наилучшее :-), в чем мы реально нуждаемся. Весьма похвально. Сделано сие было якобы потому, что представленное несколько лет назад первое поколение оптических мышей имело ряд недостатков. Не могу не согласиться. Как мы уже говорили, наиболее заметными из них были такие: девайсы отказывались работать надежно при перемещении по некоторым поверхностям, также возникали реальные проблемы во время быстрого их передвижения. Святая правда. Чтобы искоренить такое безобразие, инженеры Logitech совместно с разработчиками из Agilent Technologies изрядно потрудились над созданием принципиально новой «мышиной» оптической системы, названной впоследствии MX Optical Engine. Инженеры (хвала им!) сумели значительно улучшить характеристики нового сенсора перемещений, добившись адекватного и точного перемещения курсора для каждого, даже резкого или быстрого движения мыши. Вот что они втиснули в MX Optical Engine.

Обработка изображений датчиком перемещения мыши осуществляется с производительностью 4.7 мегапикселей в секунду. В принципе, есть несколько путей для улучшения характеристик оптической мыши. Чтобы добиться более точного позиционирования, желательно увеличить поток исходных данных для обработки. Попытка повысить частоту кадров с секунду (fps), снимаемых оптсенсором, — лишь один из них. Но, как говорят в Logitech, не думайте, что это панацея. И более важно сосредоточить внимание именно на количестве информации, которую электронная начинка мыши может обрабатывать в секунду. А для увеличения объема исходных данных не столь важно, как часто сенсор сканирует вашу поверхность — такого увеличения можно добиться и другим путем. Может быть, даже более оптимальным — нужно увеличить разрешение сенсора. MX Engine обрабатывает 4.7 мегапикселей в секунду, а это, по заявлениям Logitech, более чем на 60% больше, чем у других продвинутых мышей. (Жаль, не уточняется, какие именно модели имелись в виду :-)).

Разрешение оптсенсора — 800 dpi. То есть можно сказать, что мышь захватывает «поверхность» прецизионно. Фактически, по сравнению с «традиционными» оптическими мышами, новый датчик имеет удвоенное оптическое разрешение. В результате возросшего разрешения вы можете легким движение руки перемещать мышь вдоль и поперек :-), и позиционирование курсора при этом всегда будет плавным и точным.

Допустимое ускорение при «рывке» мыши составляет 10g (100 м/с2), максимальная скорость перемещения девайса — 1 метр в секунду. Да, новый оптический сенсор никогда не потеряет «дорогу», даже если ваши руки перемещаются очень быстро (ну ежели вы изучаете приемы рукопашного боя, не отходя от клавы :-)). Это свойств новых мышей особенная ценно для геймеров, ведь часто во время игры они перемещают мышь очень быстро и резко. Подчеркивается, что MX Engine был разработан даже с учетом превышением типичных человеческих возможностей. Весьма похвально.

Насчет размера сенсора. Logitech здесь говорит следующее. Представьте, что вы наблюдаете некоторую сцену через окно. Чем больше окно, тем лучше вы способны уловить изменения «картины» за окном. Это же справедливо и для оптического сенсора. MX Optical Engine сканирует картинку почти вдвое большую, чем «обычные» оптические сенсоры. Поэтому его работа не вызывает нареканий даже на «трудных» для оптических мышей поверхностях, таких как деревянные столы или поверхности с повторяющимся рисунком.

Как видим, характеристики нового оптического сенсора, применяемого в мышах Logitech, выглядят действительно ничего. Однако назвать информацию о новых оптических датчиках полной все же нельзя. Например, если нам захочется (а нам очень хочется :-)) сравнить их с оптосенсорами в современных мышах Microsoft, то сделать это будет ой как затруднительно. Известно, что новейшие сенсоры в Microsoft Mouse’ах делают по 6000 снимков поверхности за секунду. Один из авторов, писавший на Tomshardware.com о МХ мышах Logitech, высказал предположение, что сенсоры Logitech работают с такой же частотой. На основании чего он пришел к выводу, будто бы разрешение сенсора этих мышей составляет 28х28 пикселей.

Однако я позволю себе усомниться в таком выводе. Дело в том, что на сайте Logitech нигде не приведено информации, что частота работы сенсора МХ Optical Engine составляет 6 тыс. снимков в секунду. А ведь если бы это было так, то, я думаю, компания не преминула бы этим похвалиться, причем в обязательном порядке. На самом же деле там «выложена» информация свершено иного рода (читай выше). В свою очередь, на сайте Microsoft есть сведения, что оптические мыши других производителей могут захватывать только 2500 кадров/с, тогда как, дескать, их собственные девайсы способны на «беспрецедентные» 6000 кадров/с. На основании этих сведений я рискну предположить, что у оптического датчика MX Optical Engine частота опроса составляет 2500 снимков в секунду. При этом размер захватываемого кадра при тех же обрабатываемых в секунду 4.7 мегапикселях составляет 43х43 пикселя. Не зря же на сайте Logitech касательно сенсора написали про «широкое окно». Однако и здесь не все так просто — по идее разрешение 800 dpi означает, что с каждого миллиметра поверхности в направлении осей Y и Х под сенсором захватывается 31.5 точка. То есть при величине снимка 43х43 пикселя размер захватываемого кадра составляет всего 1.37х1.37 мм (1.88 мм2), что, по-моему, явно мало. Поэтому наши расчеты остаются в «области теоретических предположений», и я не исключаю, что частота снимков сенсора MX Optical Engine ниже, чем даже 2500 кадров/с.

Впрочем, справедливости ради отметим, что достоинством мышей является не только непосредственно оптический сенсор как таковой, но и процессор, который обрабатывает поступающие с датчика данные (именно он «лопатит» те самые 4.7 мегапикселя/с). Ведь хорошо известно, что уже для мышей первого поколения была заметна разница в точности позиционирования на разных поверхностях. Например, дороговатый Microsoft IntelliMouse Explorer с его быстрым процессором (заявленная производительность — 18 млн. операций/с) работал гораздо лучше, чем скажем, те же «бюджетные» Maxxtro или Dexxa. При совершено одинаковых, между прочим, характеристиках сенсора.

Как покажут себя новые оптодатчики МХ Optical Engine в деле, мы узнаем попозже, когда вдоволь повозим их мордочками :-) по разным поверхностям. А потому пора, собственно, приступать к самим мышам. Начнем мы наш обзор micromus minutus подвида Logitech МХ с «младшенькой» модели MX 300. Но об этом читайте уже в следующем номере.

(Продолжение следует)

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov