CFA LogoCFA Logo Computer
Загрузка поиска
Новости Компьютеры Прайс-лист [Новое] Прайс-лист [Б/У] Для ноутбуков Конфигуратор ПК Заказ, Оплата, Доставка Сервис объявления Драйвера Статьи Как нас найти Контакты
Новости
RSS канал новостей
Список материнских плат компании Biostar пополнился свежими моделями под поколения процессоров Intel ...
Похоже, что компания Gionee в эти дни очень сильно занята. Только недавно мы сообщали об анонсе ...
Компания Enermax в своем коротеньком пресс-релизе рассказала общественности о старте серии недорогих ...
SteelSeries представляет новую игровую клавиатуру APEX 150, которая дает игрокам высочайшую надежность ...
Пока в Сети живо обсуждают информацию о возможном выпуске компанией NVIDIA графического ускорителя ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2003 ГОД

TrueSpace: истина в 3D

Сергей БОНДАРЕНКО, Марина ДВОРАКОВСКАЯ blackmore_s_night@yahoo.com

Трехмерный мир компьютерной графики позволяет человеку раскрыть многие способности, порой даже те, о которых он и не подозревал. Это в равной степени относится как к людям творческих профессий, так и к тем, кто проводит много времени, делая сложные математические расчеты. В мире 3D роли распределены почти как в жизни — одни проектируют модели автомобилей и занимаются архитектурой, другие — создают трехмерные пейзажи и образы персонажей. Трехмерный редактор, о котором мы сегодня расскажем, может помочь работать в 3D как первым, так и вторым. Название этой программы самое что ни на есть «тридэшное» —TrueSpace (рис. 1).

Особенности интерфейса

Эта программа и похожа, и не похожа на все существующие редакторы 3D. Разработчики компании Caligari (http://www.caligari.com) сделали все возможное, чтобы их продукт сочетал в себе одновременно максимально доступный интерфейс и обширный набор инструментов для моделирования и анимации. На наш взгляд, авторы даже несколько переборщили с оригинальным исполнением интерфейса. Так, при первой загрузке последней на сегодняшний день версии Caligari TrueSpace 6.5 пользователь оказывается несколько смущен — все «вверх ногами». Большое пространство отведено под окно проекции, а весь инструментарий представлен в виде отдельных иконок, которые образуют несколько панелей с инструментами. Панели «разбросаны» по периметру экрана и понять, что означает та или иная кнопка с первого раза довольно тяжело. И самое странное обстоятельство — главное меню (File, Help) нужно искать не в верхней части экрана, а внизу! Складывается впечатление, что изображение на мониторе «перевернулось». Впоследствии становится ясно, что такое расположение в некоторой степени удобнее, чем привычное. Если вы захотите все поставить на место, выполните следующее действие: вызовите из главного меню окно с настройками File > Preferences, после чего отметьте опцию TopMenu.

Когда начинаешь работать с каким-либо редактором трехмерной графики впервые, прежде всего, необходимо разобраться, как управлять положением вида в окне проекции. Если вы — счастливый обладатель трехкнопочной мыши, то приближать (удалять) объекты можно с помощью колесика скроллинга. Если передвигать мышь и одновременно удерживать нажатой среднюю кнопку, редактируемую сцену можно будет поворачивать вокруг условного центра координат. Кроме вышеуказанного способа, есть возможность воспользоваться иконками на верхней панели инструментов (Eye Move, Eye Rotate, ZoomРис. 1.).

Обратите внимание на один элемент в сцене, расположенный в правом нижнем углу окна проекции. Этот «пучок стрелок» также предназначается для управления положением вида. Виртуальный манипулятор, изюминку TrueSpace, можно передвигать в окне проекции в любое удобное для вас место (на отрендеренной картинке вы его, естественно, не увидите). Для удобства его размеры увеличиваются или уменьшаются, для чего кликните по нему правой кнопкой мыши и воспользуйтесь вторым значком появившегося меню.

Рабочее пространство в TrueSpace используется очень рационально. Панели с многочисленными иконками не мешают при работе и занимают минимум места. Их можно перемещать по экрану при помощи мышки в любое удобное для себя место. Кроме этого, панели не проблема и вовсе на время скрыть. При этом они сворачиваются в крохотную точечку, при подведении к которой все иконки появляются вновь. Для того чтобы скрыть панели, два раза кликните по небольшому выступу Handle, расположенному на краю каждой панели.

Чтобы не запутаться в большом количестве всевозможных кнопок, возьмите за правило посматривать на всплывающую подсказку в поле главного меню, которая поясняет каждое ваше действие. Если вы все-таки запутались и не можете найти нужную иконки (что вполне вероятно, особенно поначалу :-)), кликните по крайнему значку в правом нижнем углу экрана. Все иконки (а их ни много ни мало 377!) одновременно выстроятся на экране, образуя большущий прямоугольник. Убираются они с экрана аналогичным образом — кликом по той же иконке в правом нижнем углу.

Возможности моделирования

Теперь перейдем к описанию процесса формирования трехмерной модели в программе. Моделирование — это одна из сильных сторон TrueSpace. Здесь пользователю доступны все основные приемы создания модели, существующие на сегодняшний день. Помимо NURBS-моделлинга, метаболов и возможности работы с subdivision-поверхностями, TrueSpace позволяет работать с инструментом PlastiForm, оригинальной разработкой компании Caligari.

PlastiForm — это еще одна попытка создать инструмент для трехмерной лепки. Принцип его работы довольно прост: достаточно выделить несколько полигонов, которые вы хотите подвергнуть «трехмерной лепке». После этого вы как бы наращиваете материал, используя разный профиль наслаиваемой поверхности. Объекты, созданные при помощи инструмента PlastiForm, в чем-то похожи на модели, сделанные с использованием метаболов. И тот, и другой инструмент лучше всего применять для формирования органической модели. Кстати, объекты-метаболы можно сразу и не заметить на панели Рис. 2.инструментов — они «спрятаны» за иконками стандартных примитивов (рис. 2).

Метаболы в основном повторяют основные примитивы: сфера, цилиндр, параллелепипед. Кроме этих объектов, можно использовать в сценах примитив под названием Metamuscle. Он нужен, в первую очередь, для имитирования мускулов и создания персонажной анимации.

Отцы- основатели TrueSpace старались создать универсальный редактор трехмерной графики, который максимально упростит во всем работу 3D-аниматора. Именно поэтому программа имеет большое количество библиотек со всевозможными заготовками. Среди готовых моделей имеется даже необычная группа заготовок Mouldings, которая содержит всевозможные профили картинных рам.

Одна из библиотек заготовок —«Персонажи» (Characters). На основе всевозможных готовых персонажей (от крутого тинэйджера до генерала, обвешанного орденами и медалями) даже начинающий тридэшник сможет с легкостью смоделировать анимацию живых существ. Тем более, что одним из нововведений TrueSpace 6.5 является улучшеннаяинверсная кинематика. Помимо большого числа моделей персонажей, имеются специальные заготовки движений скелета (бег, прыжки и т.д.). Аналогичный прием захвата движений motion capture (движения человека, перенесенные на виртуальный скелет) используется в популярном модуле персонажной анимации Character Studio для 3DSMAX, а также в программе Poser.

Что касается последнего, то пользователям TrueSpace вряд ли потребуется когда-нибудь его установить. Как известно, «Позер» — это трехмерный редактор, специализирующийся исключительно на анимации людей и животных. Очень часто начинающие аниматоры любят подолгу дергать примитивные модели за руки и за ноги (а если есть — и за хвосты :-)). Те самые модели TrueSpace, о которых шла речь выше, можно также заставлять по-разному двигаться.

Другая особенность «Позера» — возможность создания несложной мимики. Facial Animator, встроенный в TrueSpace, также прекрасно справляется с этой задачей. Принцип его работы заключается в следующем. После запуска этого модуля можно воспользоваться Мастером создания голов (Custom Head Wizard) или же выбрать одну из заготовок Facial Animator. После того как голова появится в окне проекции с ней можно делать все, что угодно. Если воспользоваться кнопкой Head Geometry Setup, получим доступ к многочисленным параметрам, позволяющим корректировать отдельные участки лица (высоту лба, размеры носа, мочку правого уха и т.д.). Кнопка Expression Setup, как несложно догадаться, позволяет придать модели различное выражение лица — радости, злости, удивления и т.д. Каждая такая «эмоция» устанавливается значением соответствующего ползунка.

Однако, помимо общего настроения, у тридэшного персонажа должна быть природная естественность. В жизни мы не только улыбаемся или хмурим брови, но и подмигиваем, ухмыляемся, кривим рот и поднимаем левую бровь. Все это может делать и наша модель. Для этого выбираем нужный раздел (жесты, выражение лица и пр.), а в Рис. 3.нем — дважды кликаем по подходящей заготовке.

Но и это еще не все, на что способен модуль Facial Animator. Созданную вами модель можно не только анимировать, но даже наложить на нее текстуру или… озвучить! Сначала о текстуринге. К этому процессу авторы TrueSpace подошли с чувством юмора. Режим Head Texturing, в котором накладываются текстуры, больше напоминает какую-то компьютерную забаву (рис. 3). Текстурой служат фотографии человека в профиль и анфас. Сверху схематически изображено приблизительное расположение основных участков лица на модели. Все, что нужно сделать, — это совместить нарисованные глаза, нос, рот и уши с соответствующими участками фотографии и нажать на кнопку Apply Texture.

Теперь об озвучке. Для того чтобы персонаж заговорил, переключитесь в режим Speech и в списке Select Speech engine выберите строчку MS speech synthesis engine. Теперь в поле Text of Speech можно набрать любой текст на английском языке и нажать кнопку Talk. Свершится чудо: модель произнесет введенные слова, причем ее мимика при этом будет в точности соответствовать дикции человека. Персонаж может говорить женским и мужским голосами, а также с разной скоростью и громкостью.

Но и на этом возможности Facial Animator не исчерпываются. Надеемся, что читателю самому будет интересно покопаться в этом модуле и смоделировать свою личную голову профессора Доуэля.

Еще одна категория заготовок —источники света. С проблемой их правильного размещения сталкивается каждый, кто начинал работу в 3D. Всякий раз, когда создается сцена, тот или иной объект остается в тени или, наоборот, оказывается слишком залит светом. Для того чтобы сцена выглядела реалистичной, требуется расположить источники света таким образом, чтобы все ее составляющие были освещены равномерно. 3D-аниматоры, которые умеют правильно подобрать освещение, пользуются особым спросом :-), поскольку это большое искусство. Данной теме посвящено много статей, дается множество советов, однако однозначного решения до сих пор не найдено. Программисты Caligari предложили свой вариант разрешения проблемы. Как уже было сказано, TrueSpace снабжен большой библиотекой сцен, в которых уже предварительно определенным образом выставлены несколько источников света. Выбирая нужный вариант, сцену можно с легкостью снабдить дневным или местным освещением.

Еще одна возможность программы — решение физических задач, как-то соударение предметов, свободное падение и т.д. Нельзя сказать, что предлагаемая динамика является идеальной, но для несложных сцен, в которых суперреалистичности не требуется, такой модуль просчета вполне можно использовать.

Работа с материалами

Редактор материалов довольно скромный, и с его помощью вам вряд ли удастся сделать фотореалистичный объект в сцене. Сколько бы вы ни старались, подбирая текстуру для модели, скажем, автомобиля, все равно она будет в большей или меньшей степени напоминать пластмассу (рис. 4). Тем не менее, на каждый недостаток найдется свое достоинство: при всем при этом редактор материалов относительно прост в обращении. Назначение нового материала производится путем перетаскивания из ячейки материалов на объект. Библиотека материалов в программе разбита на категории металл, органика, камни (metals, organic, stones, space) и т.д.

Рендеринг

Алгоритм визуализации трехмерных объектов, прямо скажем, не впечатляет. Программа может выполнять просчет сцены в обычном режиме Scanline, а также в режиме RayCast. Первый метод занимает мало времени и дает удовлетворительный результат. При использовании второго способа рендеринг протекает заметно дольше, при этом применяется метод просчета с учетом топологии траектории проходящего луча. Кроме того, движок рендеринга «умеет» точно высчитывать тени объектов, применяя метод «гибридного радиосити» (Hybrid Radiosity). Используя в сцене источники света SkyLight и AreaLight, удастся добиться неплохой имитации дневного освещения и мягких реалистичных теней (Soft Shadows).

Фоном отрендеренной в редакторе картинки (рис. 5) может служить определенный цвет, указанный шейдер, градиентный переход, растровое изображение или небо (оно создается при помощи генератора облачности).

Рис. 4.   Рис. 5.

Наше резюме

Говорить о Caligari TrueSpace можно долго, поскольку возможности программы не ограничиваются всем вышеперечисленным. Где может применяться такой трехмерный редактор? Безусловно, предлагаемый широкий выбор инструментов для моделирования, а также гибкая система управления анимацией в сцене пригодятся, в первую очередь, тем, кто занимается разработкой компьютерных игр и проектированием архитектуры (подтверждением тому может служить тесная интеграция последней версии TrueSpace с AutoCAD). Попробовать поработать с TrueSpace может каждый желающий (http://forms.caligari.com/ts5demo/form_download.asp?adsource=&v=TS65). На указанный вами e-mail будет выслан серийный номер для триал-версии. А еще с сайта разработчика (http://www.caligari.com/Help/Tutorials/tS5Tutorials.asp?Cate=HTutorials) можно бесплатно скачать небольшие видеоуроки, демонстрирующие основные возможности TrueSpace и поясняющие работу с некоторыми инструментами.

Несмотря на то, что TrueSpace очень далеко до таких профессиональных редакторов, как 3D Studio или даже Cinema 4D, программа представляет собой универсальное законченное решение. Конечно, второго Шрека в TrueSpace создать не удастся, но декорации к 3D-шутеру могут получиться весьма неплохие. Ну, а уж если нужен незатейливый рекламный плакат или простенький ролик, то с этим заданием TrueSpace справится на «отлично». К сожалению, его цена составляет почти шесть сотен долларов, что, как нам кажется, многовато для 3D-редактора с такими возможностями.

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © www.sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov