CFA LogoCFA Logo Computer
Загрузка поиска
Новости Компьютеры Прайс-лист [Новое] Прайс-лист [Б/У] Для ноутбуков Конфигуратор ПК Заказ, Оплата, Доставка Сервис объявления Драйвера Статьи Как нас найти Контакты
Новости
RSS канал новостей
Список материнских плат компании Biostar пополнился свежими моделями под поколения процессоров Intel ...
Похоже, что компания Gionee в эти дни очень сильно занята. Только недавно мы сообщали об анонсе ...
Компания Enermax в своем коротеньком пресс-релизе рассказала общественности о старте серии недорогих ...
SteelSeries представляет новую игровую клавиатуру APEX 150, которая дает игрокам высочайшую надежность ...
Пока в Сети живо обсуждают информацию о возможном выпуске компанией NVIDIA графического ускорителя ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2003 ГОД

Rеактоr, или Новые мощности.

Виктор В.ПУШКАР

Ну конечно, вы видели эти фотографии навороченных студий электронной музыки. Пара «бутербродов» из клавишных инструментов, пара стоек со звуковыми модулями, и только один человек. Похоже, он на всем этом действительно играет, и каждый из инструментов выполняет вполне определенную функцию. Будучи хорошо запакованным аппаратурой, просто приходится играть качественно :-).

А теперь сделайте глубокий вдох и посмотрите на последние страницы модного журнала Future Music, где находятся прайсы. Допустим, у вас достаточно денег, места в студии и свободного времени, чтобы пройтись по базару. Хотя деньги редко бывают лишними, время — слишком свободным, а студии — слишком большими. Новые инструменты по две-три тысячи «убитых енотов» хороши для тех, кто прилично зарабатывает на музыке. Или просто может позволить себе дорогую игрушку.

Чтобы купить на базаре качественную старую клавишу, которую двадцать лет назад юзали знаменитые арт-рокеры или неоромантики, ее сначала кто-то должен продать. Даже если это в точности та самая модель, насколько хорошо она сохранилась? Стучал ли по ее нежной клаве бывший молотобоец и включал ли 220 вольт в неадекватное отверстие электрик-любитель? Вероятно, присутствующие среди читателей музыканты уже сделали медленный выдох и задумались о других вариантах. Например, о новом самограе с целыми четырьмя метрами памяти и троечным процессором. Там действительно есть «все звуки», нужные для исполнения песен «Мурка» и «Гоп со Смыком». Если поднапрячься, «Валенки» тоже можно сыграть. Но даже этот универсально-ограниченный инструмент стоит денег…

Вам вряд ли когда-нибудь удастся услышать «все звуки», издаваемые хорошим виртуальным синтезатором (разумеется, с помощью грамотного пользователя). Что такое редактирование тембра, знают практически все. Дополнительно представьте, что звуковой движок позволяет не только крутить ручки и двигать ползунки, но и полностью менять архитектуру, с нуля создавать свои инструменты и, не выходя из программы, прописывать простые секвенсорные файлы. Хотите, чтобы модульный синт был бесплатным — учите Csound или Common Lisp. А для тех, кто слишком занят или слаб в программерстве, есть коммерческий софт. Reaktor — далеко не единственный его пример, но это одна из лучших в своем роде программ. Имел возможность протестировать, а потому спешу поделиться...

Софтина от Native Instruments (http://www.ni-reaktor4.com) достаточно заслуженная, и, естественно, упоминалась в нашем издании. Вероятно, среди читателей есть такие, кто знаком с ее более ранними версиями. Подарок ветеранам электронной музыки ко Дню Победы (четвертая версия немецкого виртуального синта поступила в продажу 9 мая) не отличается принципиальной новизной по сравнению с 3.х. Примерно то же самое, но чуть больше и чуть лучше. Подняли максимальную частоту самплирования до 192 кГц. Добавили ряд удачных модулей из своих же разработок. Например, карту самплов из Kontakt и генераторы из PRO-53. Здесь баг пофиксили, там скин перекрасили. Но, самое главное, существенно дополнили пользовательскую библиотеку. (Маленькое примечание: демку четвертой версии начали раздавать на сайте, когда первая часть этих заметок была уже написана. И очередь за ней выстроилась еще та… Не подумайте, что у меня в тачке Reaktor 4.0 появился раньше, чем у самих разработчиков :-).

Читатель может удивиться: «И это все, что есть в новой версии?» Только в том случае, если он не знаком с архитектурой Reaktor’а. Однако о различных продвинутых фичах, доступных после пары дней (недель, месяцев) упражнений, мы поговорим позднее. Сначала остановимся на возможностях, лежащих ближе к поверхности. Ставим программу, открываем файл с расширением .ens и слушаем. Новый набор таких виртуальных девайсов — это уже заявка на успех. Исполнитель электронной музыки, идущий по Пути Чайника, тоже может его добиться. Путем простого перебора библиотечных файлов с последующим интуитивным кручением ручек. Однако, помня о количестве народа, следующего этим путем, а также об универсальном законе Сохранения чего угодно, нашему Чайнику придется стать Мастером по части красивых мелодий или заводных ритмов.

Для начала произведем основные настройки.

Settings\sample rate. Что-нибудь поближе к максимальной частоте самлирования вашей звуковушки. Чем выше, тем больше потребляется ресурс. Ламерские частоты ниже 44 кГц используйте только в самом крайнем случае. Если больше не тянет процессор.

Control rate. Частота обновления показаний контроллеров. Чем выше, тем правильнее передается управляющий сигнал от клавиатуры или секвенсора, а также движения крутилок и ползунков. 400 Гц обычно хватает, но в ряде случаев полезно поднять.

System/Audio Рort. Выбор драйвера, через который включается программа. Универсальные рекомендации здесь дать сложно, но как минимум с одним из доступных драйверов Reaktor будет работать стабильно. Уменьшая время Play Ahead в закладке Audio Settings, вы увеличиваете вероятность появления глюков, но, по легенде, играете ближе к реальному времени. На самом деле, указанная величина может быть больше или меньше реального времени задержки. В случае работы с «дровами» ASIO у вас появляется опция Audio Routing, т.е. поддержка многоканальных карточек с общим числом физических выходов до шестнадцати.

В Reaktor’е есть четыре основных категории «ансамблей» (пользовательских патчей). Это самплеры, синтезаторы, синтезаторы с секвенсором и устройства обработки звука. Идущему по Пути Чайника знакомства с их работой вполне достаточно. При случае помогут «инфы» и всплывающие подсказки.

Итак, самплеры. В эту группу входят как управляемые от клавиатуры или секвенсора модули, так и ритм-машинки и девайсы для работы с гранулярным синтезом.

Memory Drum предназначен для работы с короткими самплами. До 60 звуков, огибающие, модуляция, встроенные эффекты. Полноценный барабанный модуль. Не устраивают некоторые пресеты? Зарядите на их место другие. BeatSlicer — нарезка петель, транспонирование и прочие фокусы, обычно проделываемые с помощью ди-джейского самплера.

Travelizer III — новая версия известного виртуального модуля гранулярного синтеза. Говоря просто, легким движением мясорубки волновая форма превращается в звуковую текстуру, или — еще метафора — отрез ткани режется на мелкие ленточки, раздуваемые вентилятором в разные стороны. Девайс и в предыдущих версиях был достаточно хорош собой, поскольку позволял совершать особо точное вращение мясорубки :-). Мы выбираем размер гранулы (длительность), начало и конец цикла, а затем манипулируем параметрами звука. Манипуляция отличается от модуляции тем, что при манипуляции параметры мы меняем произвольно, в ручном режиме. А новая версия Travelizer дополнена встроенным квантизатором длины зерна и опцией синхронизации по MIDI. GrainStatesSP — новый и еще более безумный гранулярный синтезатор, снабженный дополнительными модуляторами, внешним аудиовходом и опцией freeze. В смысле «Остановись, мгновенье»…

Синтезаторов целых девять, практически на любой вкус. Клонирование защищенной авторским правом модели в цивилизованном мире не принято, ну разве что срок действия патента закончился, однако ряд аналогий в голову приходит.

Цифровой четырехгенераторный Carbon по идеологии слегка напоминает Clavia Nord Lead. На нем в основном играются соло, хотя басы и пады тоже возможны. Green Matrix — штука более простая и атмосферная, в духе старых аналоговых Roland; в ней всего два генератора, но очень много примочек.

Kaleidon — совсем навороченный инструмент. Здесь юзер найдет и тембры, аналогичные набору GMIDI (еще раз помашем платочком оставшемуся в прошлом веке самограю), и продвинутые опции редактирования звука. Шесть генераторов волновой формы плюс генераторы субгармоник и шума, три генератора модуляции и прочие радости синтезаторщика.

P-Bass и SteamPipe — физические модели струнного и духового инструмента. Реалистичность их сомнительна (особенно для бас-гитаристов и духовиков :-)), однако применимость в саунде бесспорна.

Sum Synth — аддитивный синтезатор. Подарок любителям древних транзисторных органов и «пиано-стрингов». Junatik — еще одна эмуляция, на этот раз — серии Roland Juno. Uranus — вариант ретро-синтезатора чуть посложнее.

Послушав Nanowave, вы, возможно, поймете, что такое настоящий wavetable-синтез. Это даже и близко не похоже на ту дрянь, зашитую в карточку за 10 условных. Были ведь и такие инструменты —PPG Wave, Cheetah MS. A Waldorf Wave и сейчас выпускается…

Секвенсорные синтезаторы. Лучшие представители продвинутой молодежи, в свете актуальных тенденций развития прогрессивной клубной культуры, следуя заветам Ча-Ча-Ча, или полностью их игнорируя, ждала появления таких грув-боксов и ритм-машинок.

Blue Matrix — генератор «аналоговых падов», почти то же, что и Green Matrix, но со своим простым секвенсором. WaveWeaver создает цифровые пады и грувы. TB-303? Это для самых маленьких. Или для инвалидов клубной культуры, застрявших во временах первых рейвов. Но если очень хочется, эмулятор «транзисторного баса» можно найти в прилагающихся к полной версии библиотеках. Vierring — девайс для совсем странных танцев. Сплошные фильтры и модуляторы. Совсем жесткая и наглая цифра.

DSQ-32 — настоящая радость ритм-машиниста. От минимал-техно до очень навороченного драм&баса или электро. Семь барабанов с гибкой редакцией звука, удобный паттерн-секвенсор в виде решетки.

Совсем коротко об эффектах. Тут есть фильтры, компрессоры, вокодер, гитарный комбик, ревербераторы (включая даже пружинный!), простые и совсем радикальные модуляцонные дилеи.

На этом поверхностное знакомство с программой можно считать завершенным. Двух-трех дней, чтобы послушать пресеты, вам хватит. Если, конечно, не сильно заморачиваться редактированием и поиском дополнительных «ансамблей». А в следующий раз мы поговорим о более продвинутых фичах этой весьма энергичной звуковой софтины. Выведем Reaktor на полную мощность!

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © www.sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov