CFA LogoCFA Logo Computer
Загрузка поиска
Новости Компьютеры Прайс-лист [Новое] Прайс-лист [Б/У] Для ноутбуков Конфигуратор ПК Заказ, Оплата, Доставка Сервис объявления Драйвера Статьи Как нас найти Контакты
Новости
RSS канал новостей
Список материнских плат компании Biostar пополнился свежими моделями под поколения процессоров Intel ...
Похоже, что компания Gionee в эти дни очень сильно занята. Только недавно мы сообщали об анонсе ...
Компания Enermax в своем коротеньком пресс-релизе рассказала общественности о старте серии недорогих ...
SteelSeries представляет новую игровую клавиатуру APEX 150, которая дает игрокам высочайшую надежность ...
Пока в Сети живо обсуждают информацию о возможном выпуске компанией NVIDIA графического ускорителя ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2003 ГОД

Это фантастика!

Игорь ФЕДОРОВ, Василий ПОПОВ

А теперь предлагаем вам на секунду отвлечься от мира высоких технологий. Забыть на время о пиксельных шейдерах и извечном противостоянии Nvidia и ATI, отложить в сторону последние результаты тестов процессоров и хотя бы ненадолго выбросить из памяти мысли о грядущем апгрейде вашего электронного друга. Сегодня мы поговорим о… фантастике. Почему именно о ней? Об этом вы узнаете немного попозже. А сейчас давайте вспомним, чем этот жанр отличается от иных направлений в литературе. На этот вопрос невозможно ответить однозначно. Некоторые люди считают фантастику чем-то несерьезным и относят ее исключительно к детской литературе. Если вы причисляете себя к этому контингенту читателей, то вам, возможно, не стоит тратить время на чтение этой статьи. Если же фантастические произведения для вас — это небольшое окошко в яркие интересные миры, позволяющее вырваться из плена серых будней, заполненных осточертевшей бытовухой, то добро пожаловать на нашу тусовку. Ведь с 3 по 6 апреля в Киеве пройдет Первый международный конвент фантастики «КиевКОН», принять участие в котором могут все желающие.

Что же это такое: «конвент»? Чем он отличается от обычных выставок и конференций? И почему, наконец, «КиевКОН» так важен для любителей фантастики нашей страны? Для того чтобы понять всю важность этого, стоит взглянуть немного назад.

Люди старшего возраста, успевшие, как говорится, пожить в Советском Союзе, хорошо помнят, что наша власть обладала уникальной возможностью находить врагов своей идеологии в самых неожиданных местах. Именно с подачи чиновников на территории нашей страны были запрещены такие виды спорта как карате и культуризм, якобы распространяющие тлетворное влияние капиталистической культуры. Подвергались гонениям сторонники различных культурных течений, направлений в живописи и литературе. И одним из таких направлений была фантастика. Чем мешало нашим идеологам извечное желание людей мечтать и фантазировать, сегодня понять сложно. Но, видимо, мешало. На весь необъятный СССР, «самую читающую страну в мире», было всего-то пора-тройка издательств, которым было разрешено печатать фантастику регулярно. «Молодая гвардия» издавала серию «Библиотека советской фантастики» и сборники «Фантастика-год такой-то». «Знание» радовало ежегодниками «НФ», издательство «Мир» предлагало пиршество в виде «Зарубежной фантастики». Иногда — счастье в виде подписной «БСФ». (Именно их добывает герой в фильме «Чародеи» — вот ведь запало режиссеру!) Совсем редко — внесерийные книги — кому В. Головачевкак повезло. И все.

И это притом, что 100—200-тысячные тиражи растворялись бесследно. Книга, номинальная цена которой (на обложке) была 75 коп, с трудом добывалась за 5 руб. Отчасти эта ненормальная ситуация, отчасти само содержание фантастических книг, их социальная направленность, ориентированность «на свободу» привели к тому, что любители фантастики стали некой обособленной группой, кланом. И, разумеется, их потянуло объединяться.

Так и появлялись небольшие, тогда еще разрозненные группки людей, которые в домашних условиях переводили на русский язык неизвестно каким путем попадавшие на территорию нашей страны книги западных писателей. Железный занавес не был настолько уж непроницаемым, кое-что через него просачивалось. И не только откровенная диссидентщина типа Оруэлла, Солженицина и «Гадких лебедей» Стругацких, а и совершенно невинные, но «прокапиталистические» Желязны, Говард, Хайнлайн, Гаррисон… Все это переводилось безымянными энтузиастами, перепечатывалось по пять копий под копирку форматом А-5, переплеталось (иногда) — и шло в массы.

Тут необходимо пояснение. Почему — «перепечатывалось»? Дело в том, что компьютеризация тогда еще не осенила своим крылом просторы необъятной Родины. Самым доступным компьютером (или, как тогда говорили, ЭВМ) был монстр с мигающими лампочками под названием «Наири», в каковом качестве он увековечен в «Солярисе» (Тарковского, не путать с Соденбергом). Эта штука все понимала (и отвечала) посредством перфоленты. В промышленности применялось нечто из пяти-шести шкафов под названием СМ-16-34, в которое, при желании и таланте, можно было через кассетный магнитофон «Маяк» загнать «Бэйсик», чтобы не общаться только машинными кодами. И шедевр персональной компьютеризации — ЭВМ ДВК — защитного цвета конусоид, грузящийся с 5-дюймовой дискеты и, соответственно, на все ее 640 Кб способный поработать. На нем даже в «Тетрис» можно было поиграть. Принтеры тогда назывались АЦПУ — автоматические цифровые печатающие устройства, представляли из себя простые печатные машинки с цифровым управлением (в основном, фирмы «Консул»), все были пронумерованы и учтены в КГБ. С «ксероксами», точнее, со светокопировальными аппаратами «Эра», было еще хуже. Сотрудников на «отэрить» отбирали жестче, чем во внешнюю разведку, все учитывалось и считалось, сделать что-либо «левое» было оч-чень проблематично. Да и качество, надо сказать… Вот, соответственно, и перепечатывали.

Анна Ли и В. Васильев   М. Дяченко и С. Лукьяненко

Так, практически в подполье, проходил период накопления информации. А вслед за ним последовал следующий этап. Именно он и ознаменовался появлением Клубов Любителей Фантастики, хорошо известных сегодня как КЛФ. Кажется (не буду утверждать наверняка), впервые аббревиатура «КЛФ» возникла на страницах журнала «Техника-молодежи». Да, собственно, и неважно. Перенасыщенный раствор был готов, одного кристаллика хватало для общей кристаллизации. И пошло, и поехало. Клубы, клубы, клубы — во всех городах и весях, переписка, контакты, обмен типовыми уставами, первая (!) фэновская премия «Великое кольцо».

Огромную роль в развитии и популяризации движения фэнов (а именно так с некоторых пор начали называть себя советские любители фантастики) сыграл известный свердловский журнал «Уральский следопыт», который одним из первых начал печатать на своих страницах произведения молодых советских фантастов. Именно с подачи «Уральского следопыта» был учрежден один из самых популярных призов в мире советской фантастики —Аэлита, вручение которого со временем стало самым настоящим праздником для всех поклонников фантастики в нашей стране. Собственно, как конвент ее никто не задумывал. Просто сотрудники (и приближенные клубные деятели) журнала «Уральский следопыт» —Бугров, Мешавкин, Халымбаджа — «пробили» премию Союза Писателей за лучшее фантастическое произведение прошедшего года. Когда выяснилось, что это не один раз, а традиционно, то на церемонию потянулись. До такой степени, что в «эпицентре» как-то раз собралось до полутора тысяч человек со всех городов и весей. Ну и пришлось организаторам размещать, поселять, организовывать.

Но и здесь не обошлось без эксцессов. Ведь дело происходило в начале 80-х, и необъятный аппарат чиновников зорко следил за тем, чтобы население нашей родины не на шаг не сходило с широкого пути к светлому будущему. Вот как вспоминает эти времена один из участников съезда любителей фантастики «Аэлита-84». «Этот год ознаменовался наступлением со стороны официальных органов на движение фэнов: по всей стране в клубах пошли проверка за проверкой, и местные, и из Москвы. В конечном счете работу клубов привычно заформализовали и свели к отчетному бумаготворчеству. Благо, на местах под рукой — до чего же своевременно! — оказались и инструктивные «методички» Общества книголюбов, в коих черным по белому очень настойчиво рекомендовалось всю деятельность КЛФ, во-первых, держать под неослабным контролем со стороны всех вышестоящих организаций, а во-вторых, вершить ее непременно «непосредственно в стенах КЛФ и для его же участников». Кто-то усмотрел в клубах любителей фантастики, ни много ни мало, рьяных проводников тлетворной буржуазной идеологии». Но процесс пошел, и остановить его было уже невозможно. «Аэлита», соответственно со всей страной, пережила и первый взлет, и затишье, и восхитительный ренессанс. Помимо чисто эстетического наслаждения замечательными произведениями, конвенты давали возможность лично познакомится с друзьями по переписке, вносили некий дух общности и, если угодно, клановости… Все это не забывается, не пропадает, не исчезает.

И народу понравилось!

Г. Л. Олди   Андрей Лазарчук и Сергей Дяченко

До такой степени, что в 88-м по стране было уже около десяти конвентов. Это и палаточный лагерь «Комариная плешь» в Керчи, и «Новокон» на берегу под Краснодаром, и «Фантор» под Ленинградом, и «Большой Фантан» в Одессе. Много было конвентов. Народу хотелось общаться.

Дошло до того, что на КЛФ обратила внимание официальная власть. Фантастов (и любителей) собрали в Москве (под эгидой, разумеется), потом была беспрецедентная «Встреча Фантастов», которую ЦК комсомола, от греха подальше, провело в Киеве. Мы тогда числились где-то посредине между рокерами и панками, мол, ну что с них взять — «неформальное объединение молодежи».

И повалили книги. И повалили журналы (у меня лично до сих пор лежит около двадцати первых номеров). И повалили Организации. И повалили Конвенты.

Среди всего этого пиршества демонов, пожалуй, выделяется некое образование под названием СКЛФУ — Совет Клубов Любитей Фантастики Украины. Образование странное, там были и любители, и профессионалы, и неофиты, сборище то еще. Но, главное, под эгидой этой «заразы» произошло столько всякого…

Под патронатом СКЛФУ проходили семинары фантастов в Виннице —«Винниконы» — 91, 92, 93 гг. При виртуальном его участии прошли первые конвенты в Одессе — «Большой Фантан», потом «Фанкон». И, главное, киевские конвенты —«Чумацький шлях». То ли климат тому способствует, то ли особая душевность Владимир Савченконародонаселения, но эти конвенты были, пожалуй, самыми представительными и запоминающимися на просторах СНГ. Между прочим, в числе организаторов конвентов «Чумацький шлях» были члены Совета КЛФ Украины, а ныне сотрудники нашего издательского дома —Дмитрий Лысенко, Дмитрий Можаев и Ефим Беркович.

Были потом, конечно, и «ИНТЕРПРЕССКОН» в Питере, и «СОЦКОН» под Николаевом (который следует отметить как единственный кон, куда приехал Аркадий Натанович Стругацкий), и «ВОЛГАКОН», соответственно, в Волгограде — самый громкий и яркий конвент всея СССР, организованный «фэном №1» Борисом Завгородним и оставшийся до сих пор самым международным (Штаты, Австралия, Япония, и т.д. и т.п., не считая всякого постсоветского пространства).

А потом все закончилось. Ничего не происходило в Москве. Ничего не происходило в Киеве. Молчал Питер. Притих Свердловск.

И вот теперь — ура, жизнь налаживается. Не только в Харькове «Звездный мост», не только в Москве «Росскон», не только в Казани, не только в Питере, не только в…

Да-да, именно у нас. В Киеве. Итак, чем же порадует нас «КиевКОН»? Всех, кто с 3 по 6 апреля придут в Дом Ученых (ул. Владимирская, 45-а) ожидают встречи с известными писателями, семинары, диспуты, презентации новых книг, творческие вечера, пресс-конференции, неформальное общение... В рамках Конвента состоится конференция-диспут с участием писателей-фантастов и ученых «Альтернативная Эволюция: куда движется человечество?..». У вас будет возможность лично пообщаться с такими известными писателями-фантастами как Генри Лайон Олди, Марина и Сергей Дяченко, Андрей Валентинов, Владимир Васильев, Геннадий Прашкевич, Василий Головачев, Владимир Савченко, Сергей Лукьяненко, Владимир Михайлов и многими другими. Подробнее о конвенте вы можете узнать, обратившись по адресу http://www.convent.ru/kievcon/2003/index.htm. Там же можно зарегистрироваться для участия во всех мероприятиях конвента.

Короче, фантастика, жизнь и конвенты возвращаются к нам. Ура!

Киев — столица Фантастики!

Мы об этом знали всегда. Только молчали.

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © www.sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov