CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2003 ГОД

Воспоминание о подружке

Дмитрий МОРОЗ akuji1@list.ru

Продолжение, начало в № 10 (233).

Первоначально Escom запустила в производство А1200 и А4000, так как, несмотря на неопределенность на рынке, спрос на них оставался очень большим. Так, всего за 3 месяца было продано 100 тыс. А1200 и 20тыс. А4000. Также компания приступила к выпуску А4000Т, в то время как Commodore до своего банкротства смогла представить пользователям всего около двухсот таких машин. Появилась на рынке и более производительная модель А4000Т на процессоре 68060 с частотой 50 МГц. Позже компания занялась производством разнообразной периферии, от мышек и клавиатур до колонок и ковриков с эмблемой «Амиги».

Escom объявила, что «Амига» станет открытой платформой — в результате фирма MacroSystem выпустила первый клон «Амиги» под названием DraCo (68060/50 МГц). Было обнародовано и о начале разработки нового семейства «Амиг» на процессорах PowerPC (далее РРС), которые должны были называться PowerAmiga, но к сожалению, этим планам не суждено было сбыться. Как не судилось долгой жизни и компьютеру Mind Walker (рис. 1), являющемуся продолжением 68К линейки «Амиг», но обладающему уникальным дизайном и некоторыми Рис. 1. Mind Walkerусовершенствованиями в своей начинке.

Ажиотаж вокруг «Амиг» постепенно угасал, тем более что PC’шки и Маки подтянулись к ним по производительности. Выпущенные модели продавались с трудом. Все большее количество компьютеров пылилось на складах и витринах магазинов. Доходы Escom снижались, и в середине 1996 года фирма обанкротилась.

В июле 1996 года компания Viscorp начала вести переговоры с Escom о покупке «Амиги». Главным направлением дальнейшего развития этой платформы фирма видела в производстве интернет-приставок. Но сама Viscorp не смогла рассчитаться со своими долгами и к октябрю быстро ретировалась.

В декабре поползли слухи о покупке «Амиги» компанией Quikpak. К тому времени будущее этой платформы было весьма туманным: закрывались специализированные журналы, прекращалась разработка программ. Quikpak была единственной надеждой на выживание. Зная, что профессионалы до сих пор пользуются такими компьютерами, компания хотела перенести Amiga OS на платформу DEC Alpha для создания мощных и дорогих графических станций.

Но и Quikpak не суждено было воплотить свои планы в жизнь. За лакомый кусок, включающий 47 патентов, которыми обладала «Амига», начали бороться корпорации Dell и Gateway 2000. После многих месяцев ожидания и скрытого противоборства 17 июля 1997 года владельцем всей интеллектуальной собственности и патентов становится компания Gateway 2000. Сразу же было создано подразделение корпорации под названием Amiga International. Главной целью этой сделки компания считала именно патенты, поэтому, заполучив их, она заняла нейтрально-выжидательную позицию. За дело взялись другие компании.

К тому времени на «Амигу» перенесли игрушки Myst и Quake, что потребовало усиления аппаратной начинки. Эту проблему вызвались решить сторонние компании. Например, Phase 5 заканчивала разработку акселераторов на основе процессоров РРС. Были также созданы новые графические карты CyberVision 64 и Picasso IV, благодаря чему отставание «Амиги» в плане «железа» немного сократилось. Параллельно Phase 5 занималась развитием своего весьма интересного проекта — системы A/Box. Для этого компьютера создавался новый чипсет, использующий архитектуру UMA (Unified Memory Architecture), что позволяло отказаться от принципа организации памяти, с использованием chip-RAM и fast-RAM. Операционная система для A/Box формировалась с нуля, но она должна была иметь обратную совместимость со всем ПО для Amiga OS.

По прошествии некоторого времени Gateway 2000 поняла, какой алмаз заполучила в свои руки, и немедленно взялась за его огранку. На выставке World of Amiga 97 в Лондоне компания объявила о разработке новой версии Amiga OS, выход которой был намечен на весну 1998 года. Также было объявлено о скором переходе «Амиги» на платформу РРС. Разработку аппаратного обеспечения Gateway 2000 предоставила другим компаниям, а именно Phase 5 и PIOS.

Напор Gateway 2000 приободрил амижное сообщество. Amiga International начала вести переговоры о лицензировании платформы сторонним производителям. Впервые за 10 лет Амига-клоны подписывались «Powered by Amiga». Первоначально это были просто перенесенные в башенный корпус А1200. Но это должно было стать только началом.

Ко второй половине 1997 года было объявлено о разработке и выпуске нескольких клонов, основанных на 68К-архитектуре —BoXeR, DCE A5000, Micronik A1500. Акселераторы PowerUP от компании Phase 5 находились на стадии финального тестирования, так что переход «Амиги» на РРС должен был состояться в ближайшем будущем. За зарытыми дверьми начались переговоры между Amiga Inc. и Be по переносу BeOS на «Амигу». Действительно 1997 год можно считать одним из самых оптимистичных и обнадеживающих для компании.

Новые успехи и разочарования

1 января 1998 года Amiga Inc. официально обнародовала, что будущее «Амиги» — это комбинированные 68К + РРС-решения, предлагаемые компанией Phase 5. 10 марта эта фирма объявила о прекращении разработки проекта A/Box и начале создания нового компьютера под названием Pre/Box, способного работать в четырехпроцессорной конфигурации. Для него Phase 5 лицензировала Amiga OS 3.1.

Развивался и рынок ПО. После открытия исходных кодов Doom и Descent эти игры были портированы на «Амигу». Также появился более оптимизированный порт Quake, с внедрением РРС ставший еще более скоростным. Также был перенесен на «Амигу» и Netscape Navigator. В общем, застой в этой сфере сменился прогрессом.

Несмотря на то, что предварительные переговоры Amiga Inc. с Ве завершились успешно, и вроде бы, ядро BeOS должно было портироваться на «Амигу», — сотрудничества не получилось.

Главным событием 1998 года стал анонс, сделанный Amiga Inc. на выставке WOA 1998. Он принес много разочарований. Компания решила повременить с переходом на РРС, не говоря уже о PowerPC G3, засветившемся в новых Макинтошах. Конечно, была выпущена новая версия Amiga OS —3.5 (рис. 2), но, по сравнению с предыдущими версиями, в ней добавилась только поддержка акселераторов PowerUP. Видя, что сотрудничество с Amiga Inc. не клеится, компания Phase 5 начала Рис. 2. Amiga OS — 3.5вести переговоры с Haage&Partner о совместной разработке ОС для РРС.

15 ноября 1998 года на выставке Computer 98 было официально объявлено о начале нового проекта по переносу ОС QNX на «Амигу», что не могло не вызвать энтузиазма у широкой общественности. На QNX возлагались серьезные надежды по выходу компании из затянувшегося кризиса.

Несмотря на «судьбоносные» анонсы касательно будущего «Амиги», простые пользователи продолжали работать с давно устаревшим «железом». Благодаря выходу карт PowerUP эта платформа обрела второе дыхание. Но, несмотря на кажущуюся революционность, больших изменений эти акселераторы за собой не повлекли. Программная поддержка оказалась не на высоте. Но через некоторое время ситуация изменилась, рынок ПО начал активно поддерживать новое «железо». Прежде всего были выпущены игры, ориентированные исключительно на РРС. Первой такой игрой стала WipeOut 2097. За ней последовали Shogo, Descent: FreeSpace, Payback. После открытия исходников Herectic/Hexen их портировали на «Амигу». К многим программам, таким как системы 3D-моделирования, анонсируются патчи для поддержки РРС. Ряд компаний объявили о намерении выпустить аппаратные декодеры MPEG2, которые позволяли бы «Амиге» просматривать DVD-видео.

Наступил 1999 год, полный анонсов, несостоявшихся проектов и разочарований. В марте 1999 года компания Corel официально заявила о поддержке «Амиги». Так как она была известна своими графическими продуктами и офисным пакетом Corel WordPerfect, это очень обнадеживало.

В июле было объявлено о создании новой технологии под названием AmigaObjects, во многом напоминающую Java. Она позволяла написать программу всего один раз, а затем запускать ее на любой платформе без перекомпиляции. Вскоре данная технология вошла в состав Amiga OE (Open Environment), являющейся надстройкой над ОС и работающей на любой платформе, будь то Linux, Windows, Unix или Mac. Позже этот проект получил новое и окончательное название Amiga DE (Desktop Environment).

9 июля Amiga Inc. объявила о прекращении сотрудничества с QSSL и переходе на Linux. Все недоумевали, как компания могла отречься от одного из самых совершенных микроядер и перейти на устаревшее монолитное ядро? Но компания пошла на этот шаг в надежде привлечь к платформе большое количество Linux-программистов, так как фирм, выпускающих ПО для «Амиги», становилось все меньше и меньше.

Отвергнутая QSSL быстро нашла себе нового партнера — Phase 5, который в то время занимался созданием компьютера Pre/Box. Последний проект был немедленно закрыт и объявили о начале работ над новым проектом под названием AMIRAGE K2, функционирующего на ОС QNX. AMIRAGE K2 должен был использоваться с одним или двумя процессорами PowerPC G4, иметь передовую по тем временам графическую карту, как минимум, с 32 Мб видеопамяти, возможно, построенную на чипе TNT2. Благодаря стандартным компонентам, таким как модули памяти DIMM SDRAM, современные интерфейсные контроллеры, а также порты FireWire и USB, данная система поддавалась расширению.

Союз QSSL и Phase 5 в переходе на РРС подтолкнул Amiga Inc. к поиску партнеров по созданию РРС-акселераторов. Haage&Partner, Epic, Titan, Met@box, Hyperion согласились сотрудничать с «Амига» по переносу своих продуктов на новую систему.

31 декабря 1999 года корпорация Amino покупает имя, торговые марки и все содержимое «Амиги», Gateway оставляет себе лишь патенты. Через некоторое время Amiga Inc., отделившись от Amino, становится самостоятельной компанией.

Начало новой эры

В 2000 году Amiga Inc. объявила о выпуске SDK (Software Developer Kit), предназначенного для разработки приложений под Amiga DE.

В апреле 2000 года командой MorphOS Team (выходцы из Phase 5) был анонсирован долгожданный переход на РРС. ОС под названием MorphOS (рис. 3) могла работать как на существующих, так и на новых, только анонсированных процессорах РowerРС. Добавило радости известие о том, что компания bPlan занялась проектированием материнской платы Pegasos, специально предназначенной для новой операционной системы.

Не отставал и рынок игрового ПО: было выпущено несколько вариантов Quake, исходники которого к тому времени стали открытыми. В марте появился Heretic 2, а в ноябре —Simon the Sorcerеr 2. Не были забыты и пользователи 68К-Амиг, для которых представили Foundation Gold, Nightlong, Bubble Heroes и другие оригинальные проекты.

Достойным ответом MorphOS стал анонс о начале разработки компанией Eyetech новой материнской платы под названием AmigaOne. Предполагалось использовать ее с проектируемой AmigaOS 4.0.

В декабре 2000 года объявлено о выходе обновления Amiga OS под номером 3.9 (рис. 4). Новая версия имела поддержку РСІ-карт, шины USB и т.д. Amiga OS 3.9 должна была стать последним обновлением для 68К-машин.

Рис. 3. MorphOS   Рис. 4. Amiga OS - 3.9

2001 год можно назвать годом Amiga DE. Благодаря наличию средств разработки под Windows и Linux, позволяющих эффективно и за короткие сроки создавать приложения, новая ОС быстро завоевывала популярность. Через некоторое время Amiga DE была портирована на КПК. Так как Amiga DE может работать практически на любом карманном устройстве, будь-то КПК или смартфон, она быстро набирала очки популярности. Некоторые фирмы, например ZeoNeo, объявили о начале разработки программ и игр под Amiga DE. Сейчас эта компания имеет в своем активе уже 4 игры и не думает останавливаться на достигнутом. Помимо игр, она занята созданием и офисного пакета для этой ОС.

1 апреля 2001 года, в День Дураков :-), Amiga Inc. анонсировала свою новую ОС —AmigaOS 4.0 (рис. 5). Сначала это заявление восприняли как злую шутку, но через несколько дней Amiga Inc. убедила всех в том, что ее намерение окончательно перейти на РowerРС, передав полномочия по разработке новой ОС компании Hyperion (одной из ведущих компаний на рынке амижного ПО), серьезно. AmigaOS 4.0 — это версия Amiga OS, оптимизированная под РowerРС.

Амижный рынок раскололся на две части: MorphOS и Pegasos, с одной стороны, и AmigaOS 4.0 вместе с AmigaOne — с другой. Особняком стоит Amiga DE, с переменным успехом использующаяся только на КПК.

Несмотря на такой поворот событий, другие компании продолжали выпускать «железо» и софт под эту платформу. Компания Elbox представила драйверы для видеокарт Voodoo 4 и 5, звуковых карт и TV-тюнеров. Были запущены в производство и первые контроллеры USB, позволившие подключать к «Амиге» разнообразную USB-периферию.

Из нового ПО можно выделить игру Earth 2140, а также графический редактор Photogenics 5, последний получил несколько наград и стал одним из самых популярных графических редакторов для «Амиги».

К концу 2002 года состоялся долгожданный релиз материнских плат AmigaOne (рис. 6) и Pegasos (рис. 7). Так как ОС для них еще не были готовы, они работали на Linux и эмулировали «Амигу» с помощью программы UAE. Но к рождеству обе ОС (и MorphOS, и AmigaOS 4.0), увидели свет. Начался новый период в жизни нашей подружки.

Рис. 5. AmigaOS 4.0   Рис. 6. AmigaOne

Рис. 7. Pegasos

Известно, что AmigaOS 4.0 не будет работать на Pegasos, а MorphOS — на AmigaOne. Причина тому — компании по каким-то причинам не хотят сотрудничать друг с другом. Хотя все пользователи и не теряют надежды на то, что в будущем ситуация изменится.

Какое же ПО предлагают для своих новых систем разработчики? В конце 2002 года был объявлен выход Quake 2. Разработчики из компании Hyperion хорошо поработали над портированием, ускорив производительность «Кваки» на 35% по сравнению с аналогом игры на РС. Также были улучшены и графические возможности — добавилась поддержка динамического освещения, о чем РСшные приверженцы Quake 2 даже не могли мечтать. Также Hyperion практически завершен перевод на «Амигу» игры Sin. Дожидается своего выхода в свет и игрушка Worms Armaggedon.

Компания Titan разрабатывает шутер RageHard, являющийся аналогом Counter Strike на РС. Также в планах компании выпуск игр Majesty и Alien Nations. Epic Interactive уже представила пользователям стратегию Knights&Merchants, а также работает над продолжением культовой для «Амиги» игры под названием Simon The Sorcerer 3D, а также порт Earth 2150.

Как видно, с игрушками полный порядок. Но, как говорится, не играми едиными… Компания AirSoft выпустила очень интересную программу под названием Hollywood, позволяющую с невиданной ранее легкостью создавать мультимедийные приложения, например интерактивные фото- или видеоальбомы. Фирма Kicksoft представила новую версию графического редактора ImageFX 4, предназначенного для работы с растровыми изображениями. Вскоре должны появиться версии программ Cinema4D и LightWave для систем на РowerРС, призванные вернуть «Амиге» статус передового компьютера для работы с 3D-графикой.

Эпилог

Какой же вывод можно сделать из всего вышесказанного? Продолжавшаяся на протяжении 10 лет борьба за выживание укрепила силы «Амиги». Она доказала, что может конкурировать с РС и Маками.

Возможно, для многих из вас, имеющих дело лишь с РС, все эти события ничего не значат, но для 7 млн. пользователей «Амиг» во всем мире каждый прорыв приносил радость и надежду. Согласен, из-за цены новые решения для этой платформы вряд ли смогут ощутимо конкурировать на рынке массовых ПК, но своих пользователей они всегда найдут. Возможно, что в будущем про «Амигу» будут говорить не меньше, чем про РС и Маки. Время покажет.

Если вас заинтересовала эта тема, посетить эти ресурсы:

http://www.amiga.org.ru — официальный русскоязычный Амига-портал;

http://www.amif1team.narod.ru — интернет-журнал, посвященный «Амиге»;

http://amiga.emugaming.com — все, что вы хотели узнать об «Амиге», но боялись спросить :-). Огромнейшее сборище информации по нашему вопросу.

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov