CFA LogoCFA Logo Computer
Загрузка поиска
Новости Компьютеры Прайс-лист [Новое] Прайс-лист [Б/У] Для ноутбуков Конфигуратор ПК Заказ, Оплата, Доставка Сервис объявления Драйвера Статьи Как нас найти Контакты
Новости
RSS канал новостей
То, что энтузиасты ждали так долго, наконец-то случилось, и компания NVIDIA анонсировала свой новый ...
Официальный анонс графического ускорителя GeForce GTX 1080 Ti состоялся 1 марта, и партнеры NVIDIA ...
Компания ASRock представила мировой общественности материнскую плату H110-STX MXM, которая рассчитана ...
Компания MSI в рамках серии Arsenal Gaming представляет пользователям материнские платы линейки ...
По данным наших коллег, в этом месяце компания Huawei официально представит свой новый смартфон. ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2003 ГОД

Укрощение видяхи

Владимир НЕКРАСОВ alnilam@mail.ru

Купили мы видеокарточку? Купили. И Визарди, и Занзарах, и Морроуинд — все джины, прилетавшие к нам лишь в полуночных снах, станут верными слугами, зодчими дворцов из хрусталя и янтарина. Посмотри, как бьет полуденное солнце в окна! А этот главный глюк и хранитель тайн, как зовут его? Как звучит истинное имя в истинный полдень? Придется читать инкунабулу, imho. Которую написал для вас Я.

О предпочтениях и ошибках

Наиболее типичная ситуация при покупке новой видеокарточки юзером, не вникающим в тонкости устройства чипов, — выбор девайса по совету друга, коллеги, родственника, знакомого, периодического издания, странички Интернета. И часто проблемы при эксплуатации «приобретения» вызывают массу негативных переживаний и чувств, адресуемых производителям видеокарточки или знакомому, посоветовавшему купить «это…». В данной статье я обобщу личный опыт по «приручению» видеокарты на чипе RV200 от ATI —Sapphire Radeon 7500 64M DDR. В советы бывалого я включил информацию по правильной инсталляции, обновлению драйверов, уходу за кулером и платой, особенностям разгона и безопасности работы. Рекламировать карточку я не стану, спецификацию и описание изделия посмотрите в архиве МК.

Мотивация выбора именно RV200 проста, как дырка от тора: в свое время за 65 условных единиц стояла задача купить что-нибудь хорошее, но не от NVidia :-). Новая видяха появилась у меня в сентябре прошлого года, в OEM-виде, с полугодовой гарантией, куплена она была в фирме «Пульсар». Качеством выдаваемого карточкой изображения и надежностью ее работы на сегодняшний день я полностью удовлетворен, а о производительности и драйверах разговор еще предстоит.

Инсталляция

При установке платы я совершил ошибку, не проверив фиксацию работавшей до того GeForce256 закрепляющим винтом соседствующей заглушки. Повезло, что намучавшись с «застрявшей» карточкой, я рассмотрел миллиметровый зазор под гайкой — а ведь на нервной почве вполне можно было и AGP-слот разломать, и материнскую плату изувечить. Поэтому при установке правило №1: никаких резких движений и максимум мозгов при работе с железом. Самые непоправимые ошибки совершаются при лихорадочных попытках исправить допущенную оплошность. Потому: задымился девайс — обесточь компьютер и сними стресс с себя :-). Потом все остальное.

Драйверы устанавливаются с «компакта сопровождения», и хотя фирменную софтверную продукцию ATI принято поругивать, меня позабавили восточные иероглифы меню-заставки, я с первой попытки угадал строчку setup. DirectX 8.0 видеокарта поддерживает полностью, поэтому о целесообразности его установки с того же компакта я бы отозвался положительно. А вот громоздкий и некрасивый набор медиаплейеров лучше оставить в покое: не получил я удовольствия от непродуманного дизайна, слабенькой функциональности, отсутствия favorites features a la WinAMP.

Обновление драйверов

Ну, сырыми дровами топит ATI наши печки в AGP-слоте, поэтому и греются их радиаторы едва-едва. Кто там говорил о 0.15-микронной технологии? Уже спустя месяц пользования «обновкой» я совершил флибустьерский наскок на фирменную страничку http://www.ati.com и скачал новый комплект: дрова и контрольную панель. А также зашел на известный тайванский сайт http://www.entechtaiwan.com за свежей бетой утилиты PowerStrip. И все-таки поставил DirectX 8.1, пусть это и глупо выглядело :-).

Впечатления от первых попыток разгонов частоты чипа и видеопамяти оказались очень сильными. Пришлось признаться себе: я действительно маньяк-оверклокер и вдобавок маньяк-драйверщик (обновление каждой новой версии дров).

Практическая польза от новья скорее эстетическая — контрольная панель обрастает новыми вкладышами, поэтому безглючный комп без всего этого обойтись может (о чем и ATI пишет :-)).

Не думаю, что целесообразно обращаться за дровами на сайт производителя видеокарточки —http://www.sapphiretech.com. Эта компания сама использует разработки канадцев и настаивает на строжайшем соблюдении «технологии производства». Я не заметил разницы в работе канадского и китайского софта, но первые комфортнее поддерживают поиск.

Сво-бо-ду вольным кулерам!

Через четыре месяца… Ох, как я ждал этого мгновения, его пророчили три знакомых железячника, отточившие свое мастерство на ремонте дешевой аппаратуры из Китая… Полетел кулер. Буквально.

Вначале фан подавал голос, который становился день ото дня все сварливее и громче, затем вибрация корпуса компьютера вынудила меня плюнуть на гарантию и заняться взломом системного блока.

Кстати, что неприятно: даже находясь в режиме ожидания, компьютер не обесточивает питание всех вентиляторов. На процессоре фан может останавливаться, а на видеочипе — нет. Поэтому нагрузка на его «широкие» лопасти идет неослабевающая: до 18 часов в сутки. Ну-да, я именно столько и работаю дома.

Способ коррекции неисправности: нужно вытащить видеокарту и, открутив четыре шурупа, отсоединить кулер, не забыв отключить шнур его питания. Затем надо отклеить на задней стенке фана круглую белую пленочную заглушку с клеймом. После чего осторожно нанести из пипетки на открывшийся нашему взору шпиндель каплю обыкновенного машинного масла, применяемого для смазки швейных машинок. Будьте предельно аккуратными, не допустите попадания масла на электронику и обмотку. Дальнейшие действия просты: заклеить заглушку, установить кулер на место, закрепить его шурупами, подключить шнур питания. Вставить видеокарту в слот. Внимание! При работе с фаном видеокарты компьютер должен быть полностью обесточен.

Пересыхание или дефицит смазки — лишь одна из десятков возможных причин шумов и вибраций кулеров, поэтому рекомендацию я даю только одну: думайте о железе вашего любимца. Не только о софте.

Вообще, какое-то время можно работать и без охлаждения видеочипа, используя термоконтроль при нагрузке видяхи и грамотный обдув платы. Но даже при 0.15-микронной технологии полчаса игры в Zanzarah повышают температуру видеочипа до опасных значений. Напоминаю: продолжать работу с карточкой можно, пока вы можете прикасаться к разогретому металлу радиатора (весьма спорно —прим. ред.). Причем щупать нужно не ребра радиатора, а самую тонкую область в его основе.

Двухмерные и псевдо-3D-игры, фильмы и офисные приложения позволяют спокойно работать без кулера. Кстати, как часто вы очищаете «нутро его» от пыли и грязи? Как правило, на лопастях вентиляторов набирается заметный невооруженным глазом слой пыли, что ухудшает циркуляцию воздуха, увеличивает износ фана и шум при его работе. Удалять пыль необходимо не реже двух раз в месяц кисточкой с мягким волосом или пылесосом. Использование агрессивных чистящих реактивов исключается.

Оптимизация работы и разгон

Сколько ни разгоняй — все равно мало будет. Но поддержки пиксельных шейдеров не появится . Поэтому наглеть при оверклокинге особенно не стоит, и повышение частот лучше всего ограничить 25%.

Утилитка PowerStrip позволяет манипулировать отдельно или связано частотами ядра и видеопамяти множества видеокарт. Но для начала убедитесь, что ваша любимица работает в стандартном, а не уже в разогнанном режиме.

Для Radeon 7500 возможна поддержка 4x режима трансфера по AGP, для моей «мамки» — только 2x. Несмотря на предупреждение ABIT о возможной потере стабильности работы при выборе 2x AGP, я бы сказал, что «мечта оверклокера» устойчива, как дредноут. А установить необходимый режим можно, просто указав в BIOS значение default, — по умолчанию видеодрайвер выбирает максимально производительный performance.

Кстати, для любопытных, о моей системе: Pentium III-1000 МГц, плата Abit i440BX-133 Raid, 512 Mб SDRAM PC-133, HDD 2 шт. IBM 40 Гб Raid level 0, SBLive! 5.1, монитор Samsung SM 550b, ОС W2k pro, видеодрайвер Catalist 03.0, 2D version 6.14.01.6255.

Исследование работы карточки я начинал с программы glaze, очень красивой и нагружающей «железо» на 100%. Если нет специальных утилит, используйте добрый новый третий WinAMP с визуализатором и счетчиком кадром (framecounter). Познавательно наблюдать, как меняется производительность при различных разрешениях, глубине цветности, выборе разных эффектов. Но нам цифирь нужна. Поэтому я обратился к классическому 3DMark 2001 SE.

Промерив параметры устройства при фабричных частотах работы, можно заняться объектом нашего непосредственного интереса. На «сапфировском» Radeon стоят восемь микросхем памяти от Hyundai, работающие на частоте 182.25 МГц. Память 5.5-наносекудная — все сходится. Частота видеоядра установлена на 270 МГц. Казалось бы, можно поднять частоты до 228 (память) и 338 (ядро) мегагерц. Микросхемы памяти оказались послушнее, а частоту графического engine выше 287 МГц выставить не получилось . Результаты моих опытов сведены в соответствующие диаграммы 1–4. (Маленькие пояснения к диаграммам от ред.: NoAA — без антиалайсинга (сглаживания), 2х/4хАА — 2-х/4-х семпловый антиалайсинг соответственно, Z24 — 24-битный Z-буфер, Т32 — 32-битные текстуры, DXTC-компрессированные текстуры, DB/TB — двойная/тройная буферизация кадра).

Диаграмма 1   Диаграмма 2

Диаграмма 3   Диаграмма 4

Меры безопасности при оверклокинге видеокарт расписаны очень хорошо и многим уже известны. Правило ноль: не нужно, не умеешь, уставший или с головной болью — не рискуй! Только ясная, свежая, отдохнувшая голова и четкая мотивация — зачем, и большая цель — чего достигаем, какой ценой? Термальный контроль при подобных экспериментах очень желателен, лучше автоматический (термодатчик) с запрограммированным прекращением тестирования разогнанной карты. Можно использовать, конечно, и пальцы. Но обращайте внимание на статику — прикасайтесь к карте, только заземлив себя другой рукой на металлическую часть корпуса. Корпус обязательно (это слово я выделяю жирным и красным :-)) должен быть надежно заземлен. И не на батарею или кухонный кран, а через нормальный евроразъем.

Продув корпуса усилить максимально или использовать автоматический термальный контроль. Приемлемым является грамотно реализованная модель циркуляции воздуха на двух кулерах «Титан». Микроклимат в комнате исключает повышенную влажность и/или температуру, прямые солнечные лучи, соседство батареи отопления, чайников (в любых смыслах), табачного дыма. Хорошо бы, особенно при экстремальном оверклокинге, обеспечивать надежный обдув микросхем памяти отдельным вентилятором.

Перед началом процедуры продумайте всю последовательность операций. Каждый оверклокер разгоняет технику только на собственный страх и риск, гарантий здесь нет никаких. Гарантийных обязательств тем более. Принцип риска — личная ответственность. И не забывайте о резервировании системы, пожалуйста!

Результаты

При разгоне видеопамяти до 228 МГц наблюдался эффект «выпадения» отдельных прямоугольничков картинки (рис. 1), поэтому я ограничился частотой 220.5 МГц.

Неожиданностей в общем-то не было. Без применения сглаживания производительность достаточно хорошая, но все равно — не блещет (диаграммы 3–4). О заветных усредненных 100 fps и не мечтаешь — максимум приходится на 80–90, но и такое редкость. Сглаживание заметно улучшает качество картинки, но производительность неприятно падает — иногда до 1 fps!

Рис. 1. Эффект «выпадения» отдельных прямоугольничков картинки

При оверклокинге с применением FSAA возрастает потеря производительности: мне кажется, что причиной может быть неудачный разгон ядра видеопроцессора. Я наблюдал, например, как при высоких разрешениях (нагрузка приходится на видеочип) производительность уменьшалась на 411%, при низких (нагружаем процессор) — на 333%. Те же параметры для штатных частотных режимов: высокие разрешения — падение 232%, низкие — 220%, в 3D Mark 2001SE — см. диаграммы 1–2.

Также я предлагаю оценить, как работает Radeon 7500 с Zanzarah. Итак, рисунок 2 — производительность почти максимальная за счет снижения качества (обратите внимание на «зубцы» на руках героини). Далее рисунок 3 — оптимальное сочетание качества анизотропной фильтрации, сглаживания и перфоманса, рисунок 4 — скриншот с максимальным качеством и худшей производительностью. Качество геометрии игры везде максимально возможное.

Рис. 2.    Рис. 3.

Рис. 4.

Ох, не знаю, что сказать по поводу глючных (или неглючных) дров от ATI. Недавно наткнулся в немецко-русском словаре: Glьck — счастье, благополучие; zum~ — к счастью; viel~ — желаю счастья! Так что, счастья вам, и побольше! А еще о глюках напишу, как только обнаружу.

Currente calamo. После разгона я часов шесть наслаждался прогулкой мощеными улочками Тиралина и мрачным юмором «Визарди 8». Американский психолог Эрик Берн писал когда-то: профессионал, в отличие от любителя, точно знает, где нужно остановиться. Будем вместе стремиться к профессионализму.

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить






Рейтинг@Mail.ru
Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © www.sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov