CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2003 ГОД

Воспоминание о подружке

Дмитрий МОРОЗ akuji1@list.ru

Сегодня неоспоримым является тот факт, что семейство ПК стало практически полным монополистом на компьютерном рынке. Компания Apple изо всех сил старается популяризовать свои Макинтоши, но по определенным причинам, думаю, известным читателю, ощутимо потеснить PC’шки ей не удается. Особняком стоят рабочие станции на базе RISC-процессоров, которые рассчитаны на совершенно другой сегмент рынка. Но неужели совсем нет и не было альтернатив РС? Ну почему же, были. Усаживайтесь поудобнее, мы начинаем свой рассказ…

Начало пути

В 1980 году у Джея Майнера, работавшего в то время в компании Atari, появилась идея по созданию компьютера с широчайшие возможности по обработке трехмерной графики и звука. Он увольняется из Atari и находит себе трех единомышленников: ЭрДжи Майкла, Дейва Морса и Кайла Сэсенреса. Эта четверка и составила костяк фирмы, начавшей разрабатывать «доселе невиданное чудо». Первоначально молодая компания называлась Hi-Toro, но впоследствии она получила более лаконичное имя —Amiga (в переводе с испанского — «подружка»).

Центральный процессор будущего детища «Амиги» создавался на основе мощнейшего по тем временам процессора M68000 фирмы Motorola. Для того чтобы его максимально разгрузить, решено было разработать специальный набор микросхем, на который и переложить всю тяжесть обработки 3D, видео и звука. Первоначально каждый спецпроцессор представлял собой скопление из тысячи микросхем средней степени интеграции, поэтому инженерам пришлось основательно потрудиться, чтобы к 1983 году успеть «упаковать» каждый из них в свою микросхему.

Первый набор микросхем OCS (Original ChipSet) состоял из трех специализированных чипов, называющихся Agnus (адресный генератор), Portia, позже переименованный в Paula (порты ввода/вывода и аудио), и Daphne, в дальнейшем изменивший название на Denise (дисплейный адаптер). Особенный интерес представлял последний чип Denise, содержащий в себе, кроме всего прочего, также блиттер и коппер. Блиттер отвечал за переброску и наложение графики, рисование векторов и закрашивание плоскостей, причем с этим он справлялся самостоятельно, без участия центрального процессора. Одним словом, он представлял собой графический акселератор, применяемый в сегодняшних видеокартах. Коппер же, являясь стандартным RISC-процессором, следил за положением луча на экране и выполнял определенные операции, когда луч проходил через заданные точки.

В 1985 году Джей Майнер изобрел графический режим НАМ (Hold and Modify — придержи и поменяй), который базировался на работе блиттера. Данный графический режим благодаря применению аппаратной компрессии позволял увеличить количество одновременно воспроизводимых цветов. Этот тип компрессии, так называемая компрессия с потерями, аналогична применяемой в графическом формате JPEG. В режиме HAM цвет точки зависит от цвета точек, находящихся слева от нее. Использование HAM снижает требования к памяти для хранения графики и требования к скорости HDD для проигрывания с него полноцветной анимации.

Спецпроцессоры «Амиги» имеют собственную память, называемую chip-памятью, в которой хранятся все графические и звуковые данные, а также данные блиттера и DMA-контроллера дисковода. Остальная память —fast-памятью — является аналогом стандартного ОЗУ компьютера. Благодаря такой раздельной архитектуре ускоряется доступ к памяти и сокращается время простоя.

Для разработки «Амиги» команда имела в своем распоряжении $7 млн. Но вскоре сумма была потрачена и встал вопрос о дополнительных средствах для продолжения работы. 4 января 1984 года на выставке Consumer Electronics Show ЭрДжи Майкл и Дэйл Лак впервые продемонстрировали возможности «Амиги», надеясь привлечь внимание компьютерных компаний. Ими была показана знаменитая озвученная анимация «Боинг»: летающий по экрану красно-белый шар с грохотом ударялся о его края. Присутствующие были поражены, так как вся анимация была выполнена в 3D, да еще и со звуком и тенями! Тем не менее, никаких предложений относительно финансирования со стороны компаний разработчикам не поступило. Продолжая искать деньги, Дэйв Морс обращался за помощью к Sony, Apple, Silicon Graphics, Atari etc. Ответное предложение поступило только от Atari. По условиям соглашения, Amiga Inc. получала в долг полмиллиона долларов на один месяц. По истечении этого срока она должна была выплатить $1 млн., или все права на технологию «Амиги» перейдут к Atari. Учитывая не слишком хорошее состояние дел у самой Atari на рынке домашних компьютеров и игровых консолей и видя в «Амиге» грозного конкурента, можно расценивать ее шаг как попытку прибрать к рукам молодую фирму, чтобы продлить себе жизнь.

Видя, что команда «Амиги» не сможет уплатить долг, президент Atari Джек Трэймел предложил свою цену — по 98 центов за акцию, что было ничтожно малой суммой. В поисках выхода из сложившейся ситуации, Amiga Inc. начала искать покупателей и вышла на компанию Commodore, в то время главного конкурента Atari Inc. Представителям обеих компаний удалось достигнуть взаимопонимания и поднять цену акций до $4.25, после чего Amiga Inc. объявила о том, что ее покупает компания Commodore. Через несколько недель формируется дочернее отделение Commodore-Amiga. «Амиге» удалось выжить.

Начало победоносного шествия

23 июля 1985 годa в Центре Линкольна (г. Нью-Йорк) демонстрируется первая модель «Амиги» под названием Amiga 1000 (рис. 1). Что же могла предложить эта машина? Это был первый компьютер, способный благодаря НАМ выводить одновременно 4096 цветов (1985 год!), имеющий 4-канальный стереозвук и многозадачную мультимедийную операционную систему. Также в стандартной комплектации поставлялся манипулятор типа «мышь». В сентябре 1985 года «Амига 1000» была запущена в производство при стоимости всего Ј1.500 (для сравнения — цена PC-286 тогда составляла $4000). Вскоре даже начал выходить первый журнал, посвященный «Амиге», —Amiga World.

Первоначально количество ПО было небольшим. Но со временем, когда разработчики поняли, что благодаря превосходным графическим и звуковым возможностям «Амига» совершеннее РС и Макинтошей, программы и игры начали появляться, как грибы после дождя. Именно с этих компьютеров начинали свой путь сегодняшние гиганты игровой индустрии, такие, например, как Electronic Arts.

Не желая останавливаться на достигнутом, команда Commodore-Amiga начала разрабатывать новую модель компьютера. Главной ее особенностью должна была стать возможность расширения. Разработчики создали специальный разъем Zorro2, который, благодаря автоконфигурированию, не требовал от пользователя никакой настройки.

В 1987 году было объявлено о выпуске новых моделей «Амиг» —Amiga 2000 и Amiga 500. Первый компьютер предназначался для профессионалов, тогда как второй ориентировался на домашний рынок. Аmiga 2000 (рис. 2) имела возможность расширения памяти до 8 Мб, была оснащена четырьмя слотами Zorro2 и двумя стандартными слотами ISA. Amiga 500 (рис. 3) отличалась от старшего собрата отсутствием слотов Zorro2, а также тем, что клавиатура и начинка компьютера представляли одно целое. Также А500 могла подключаться как к монитору, так и к обычному телевизору. В Европе Аmiga 500 полностью вытеснила Atari ST.

Рис. 1. Amiga 1000   Рис. 2. Аmiga 2000

Рис. 3. Amiga 500

В марте 1987 года было объявлено, что за последний год амижный рынок принес Commodore $28 млн. Несмотря на очевидные достижения, над компанией сгустились темные тучи.

Стремительный забег

На смену одному конкуренту пришел другой — как уже отмечалось, «Амиги» практически вытеснили продукцию Atari с рынка, но в наступление перешла Apple. Регулярно предлагая все новые модели компьютеров, «яблочная компания» начала теснить «Амиги» в секторе домашних компьютеров. Ответить на это Commodore было нечем: за весь 1989 год разработчики только немного улучшили спецпроцессорный набор «Амиги», теперь поддерживающий больший объем chip-памяти. Итак, все силы были брошены на разработку новых моделей.

В 1990 году на свет появилась А3000 (рис. 4), содержащая большое число нововведений. Это была полностью 32-разрядная «Амига», построенная на новом наборе логики ECS (Enhanced Chip Set), состоящим уже из семи чипов (Super Denise, Paula, Agnus, Fat Gary, Amber, Super Buster и Ramsey). Она оснащалась новыми 32-разрядными автоконфигурируемыми слотами Zorro3, еще более скоростными, чем их предшественник Zorro2, а также встроенным контроллером SCSI. Нововведением стал и фликкер-подaвитель, позволявший использовать VGA-монитор для различных экранных режимов. Разработчики не забыли и об ОС для «Амиги», добавив множество новшеств и улучшив и без того хороший интерфейс. Новая версия ОС получила индекс 2.0.

Фирма Sun, желая увеличить свое влияние на рынке недорогих рабочих станций, совместно с Commodore-Amiga разработала вариант А3000 для Unix. Он назывался А3000UX.

В июне 1990 года состоялся выпуск так называемой CDTV (рис. 5). По внешнему виду она напоминала домашний видеомагнитофон. Это была первая «Амига», штатно оснащенная приводом CD-ROM. Компьютер комплектовался геймпадом, совмещенным с пультом дистанционного управления (рис. 6), что позволяло управлять некоторыми функциями машины без участия клавиатуры и мыши. За исключением увеличившегося до 1 Мб объема ОЗУ, в остальном CDTV практически полностью копировала А500. Несмотря на отчаянную маркетинговую политику, Commodore смогла продать лишь 30 тысяч таких компьютеров, в итоге пришлось признать, что CDTV оказался неудачным проектом.

Рис. 4. А3000   Рис. 5. CDTV

Рис. 6. Геймпад совмещенный с пультом дистанционного управления

В 1991 году, после закрытия производства CDTV, Commodore выпустила модифицированную А500 под названием А500+. Также увидела свет модель А3000Т, представленная в корпусе типа «башня». Еще была анонсирована улучшенная версия А3000 под названием А3000+, позже отмененная в связи с выходом А4000. Стремительное развитие игровых консолей нанесло значительный удар по позициям «Амиги» как домашнего развлекательного компьютера.

1992 год ознаменовался для компании выпуском на рынок большого количества новинок. В марте была анонсирована модель А600 (рис. 7), созданная на основе передовой на то время SMD-технологии. Это была первая «Амига» для дома, штатно оснащенная жестким диском. Еще одним новшеством являлось наличие слота PCMCIA, позволявшего подключать различные карты памяти, модемы, сетевые карты и прочие устройства. Но, несмотря на это, А600 не стала популярной, так как была построена на уже устаревшем наборе ECS и процессоре М68000, работающем на частоте всего 7.14 МГц. А600 оказалась еще одной неудачей Commodore.

11 сентября 1992 года на выставке World of Commodore в городе Пaсaденa (штат Калифорния) анонсируется новая модель «Амиги» под названием А4000 (рис. 8). Она была построена на новой полностью 32-битной логике AGA (Advanced Graphic Architecture), состоящей из 6-ти чипов (Super Gary, Super Ramsey, Super Amber, Lisa, Alice и Paula). Благодаря улучшенному режиму НАМ-8, новый набор позволял Амиге4000 выводить на экран одновременно 256 тысяч цветов из палитры в 16 млн. цветов. Также появилось очередное обновление операционной системы для «Амиги» под номером 3.0. Третья ОС имела улучшенную файловую систему и поддержку дататайпов (специальные средства для распознавания различных типов файлов, таких как графические, звуковые и видеофайлы, и работы с ними). А также включала многоязычную поддержку, допускающую локализацию Амига ОС для большинства распространенных языков, и многое другое. Но из-за конструктивных просчетов в архитектуре А4000, таких как отсутствие интерфейса SCSI и фликкера-подaвителя, ошибок в дизайне Zorro3-слотов, компьютер был расценен специалистами как шаг назад по сравнению с А3000. «Амига4000» комплектовалась процессором 68040 с частотой 25 МГц, но позже компания выпустила более дешевую модель с процессором 680ЕС30. В дальнейшем была запущена версия А4000 под названием А4000Т в корпусе типа «башня», в которой разработчики исправили ряд промахов и недочетов, допущенных в основной модели.

Рис. 7. А600   Рис. 8. А4000

В декабре 1992 года к рождественским праздникам пользователям была представлена А1200 (рис. 9), предназначенная для домашнего применения. Данная модель стала первой 32-разрядной «Амигой» для рынка low-end, созданной на процессоре 68EC020 с частотой 14 МГц и наборе логики AGA, который позволил резко увеличить производительность по сравнению с семейством Ах00. Обладая отличным соотношением цена/производительность, А1200 оказалась самой продаваемой «Амигой» за всю историю Commodore: в течение 5 месяцев было реализовано более 100 тыс. машин.

Модельный ряд «Амиг» был обновлен, и разработчики приступили к проектированию нового набора логики ААА (Advanced Amiga Architecture), позволяющего отображать на экране все 16 млн. цветов при разрешении 1280х1024, а также поддерживающего 16-битный многоканальный стереозвук. Тестовые образцы показывали шестикратное увеличение производительности по сравнению с чипсетом AGA.

Но этим планам не суждено было сбыться. Компания Commodore, оценив сложившуюся ситуацию, пришла к выводу, что «Амиги» очень уверенно себя чувствуют на рынке графических рабочих станций, и решила переориентировать свой бизнес в основном на профессиональных пользователей. Компания Motorola не успевала разработать новые процессоры, поэтому было решено лицензировать процессор PA-RISC у компании Hewlett Packard. Работы над набором AAA были приостановлены (хотя он уже находился на стадии финального тестирования).

Последняя надежда

Несмотря на более чем успешные продажи «Амиг», рыночная доля Commodore сокращалась очень быстро. Повсеместное распространение РС, а также выпуск все более новых и дешевых моделей Маков постепенно вытесняли «Амиги» с рынка. В середине 1993 года появилась третья модель на базе чипсета AGA под названием CD32 (рис. 10). Напоминающая уменьшенную версию CDTV, CD32 предназначалась для консольного рынка и стала одной из первых (если не самой первой) 32-битных игровых приставок. Но, помимо этого, с помощью специальных карт расширения ее можно было превратить в полный аналог А1200, что выгодно отличало CD32 от конкурентов. Новинка представляла собой бесклавиатурную А1200 с приводом CD-ROM. Несмотря на передовые по тем временам технические характеристики и возможность расширения, CD32 не завоевала большой популярности на мировом рынке, хотя в Великобритании и стала хитом продаж, опередив даже фаворита Sony Playstation.

Рис. 9. А1200   Рис. 10. CD32

Птица Феникс

1994 год стал последним годом жизни Commodore. 29 марта, в 16:10 дня, было официально объявлено о ликвидации американского подразделения Commodore и распродаже имущества компании, а заодно и «Амиги». Люди недоумевали: количество проданных «Амиг» увеличивалось с каждым днем, а компания закрывается. Тем не менее, это было горькой правдой.

Сразу после объявления банкротства Commodore филиал компании в Великобритании Commodore UK начал вести переговоры о покупке американского отделения и переносе штаб-квартиры в Англию. Замечу, что в Великобритании «Амиги» имели успех больший, чем начавшие глобальное завоевание мира ПК. Именно этой стране обязана жизнью CD32. Нашлись и другие претенденты на звание владельца «Амиги»: IBM, Dell, Escom, CEI и Samsung.

Крах компании Commodore очень сильно ударил по команде разработчиков «Амиги». Усугубило ситуацию еще и то, что 20 июня в госпитале El Camino города Mountain View скончался Джей Майнер, отец и создатель «Амиги».

Несмотря на сложившееся положение на рынке, профессионалы продолжали пользоваться этими компьютерами. Так, на протяжении 1994 года группа Стивена Спилберга занималась созданием фантастического сериала Sequest DSV (на русский язык он переведен как «Морские приключения»). Так вот, вся компьютерная графика была создана на 50-ти А4000Т. Можно назвать и другие фильмы, в которых «Амига» принимала непосредственное участие: «Парк Юрского периода», «Робокоп 1 и 2» (как в фильме, так и в сериале), «Некрономикон», «Крикуны», Star Trek VI, «Терминатор 2», «Наверное, боги сошли с ума 2», «Вспомнить все», «Игрушечные солдатики», «Варлок 1 и 2» и множество других.

Кроме того, «Амиги» засветились в разработках различных шоу, в которых применялась компьютерная графика, а также в рекламных видеороликах. Даже в NASA этими компьютерами пользуются по сей день.

Но что же случилось с компанией? В конце концов, немецкая компания Escom, в то время быстро набирающая популярность как производитель ПК, выкупила все права и патенты на «Амигу». Второй раз жизнь подружки была спасена. Сразу же после окончания сделки было объявлено о создании дочернего подразделения фирмы —Amiga Technologies.

(Продолжение следует)

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov