CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Прайс-лист Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2003 ГОД

WWWчитываясь в классику

Петр «Roxton» СЕМИЛЕТОВ tea@list.ru

(Продолжение, начало см. в МК № 42, 44 (213, 215))

Так получилось, что в этой статье я расскажу только о двух авторах. Сначала планировалось описать сайты, посвященные Эдгару По, Вашингтону Ирвингу, Джону Таннеру, Джеку Лондону и Ховарду Лавкрафту. А, надо признаться, пишу я статьи фрагментами, иногда с середины, а то и с конца. Лондона и Лавкрафта как наиболее часто мною читаемых я начал «прорабатывать» первыми. И едва попав в текстовый файл, они сразу оккупировали все пространство, так что для других американских классиков места не осталось.

Часть третья: американский континент

Впрочем, о вечно жалующемся на всех и вся Эдгаре По писать особо не хотелось, Вашингтон Ирвинг хорош, но слишком архаичен, а Таннера я в Сети не нашел — во всяком случае, достойных сайтов. Для тех, кто не знает, Таннер — автор автобиографической книги, повествующей о том, как его еще ребенка похитили индейцы, и о том, как жил у них около 30 лет. Переводом этого труда занимался еще Пушкин. Замечательное произведение! Найдете — сообщите мне :-). Итак...

Джек Лондон (1876–1916)

В нашей стране в советское время его хорошо издавали. Потому что Лондон везде, где мог, клеймил и проклинал капитализм. На Западе большей популярностью в народе пользовались политически нейтральные вещи, вроде «Зова предков», «Белого клыка» или «Морского волка». Классиком Лондона признавали и тут, и там.

Судьба Джека Лондона — удивительный пример того, как человек сделал себя сам. Начал с самого «низа». В детстве разносил газеты, работал на консервном заводе. Потом стал главарем уличной банды, бомжевал (за что попал в тюрьму), нелегально добывал устрицы, косил лужайки, служил матросом, электриком, обливался потом в прачечной (кстати, Стивен Кинг в свое время подрабатывал тем же), был даже золотоискателем. Что, впрочем, дохода ему не принесло. Однако все это время Лондон занимался самообразованием, что позволило ему в конце концов бросить совершенно бесперспективную работу на заводе и заняться писательской деятельностью. Он ворвался в литературу с совершенно новыми образами — собачьи бои Севера, золотоискатели, яркие политические дебаты. Изобрел то, что сейчас называют «психологический триллер», — я имею в виду роман «Морской Волк» (lib.ru/LONDON/london01.txt). В нем главный герой, после кораблекрушения оказавшийся на борту корабля «Призрак», сталкивается с подавляющих всех и вся капитаном Волфом Ларсеном.

Отдал должное Лондон и вестернам, самый известный из которых —«Сердца трех» (lib.ru/LONDON/london06.txt), который в 50–60 годы прошлого века породил массу киноподражаний вроде «Золото Маккены». Тему реинкарнаций Лондон затронул в романе «Межзвездный скиталец» («Смирительная рубашка») (lib.ru/LONDON/skitalec.txt). В нем рассказывается о заключенном в тюрьму человеке, который начал вспоминать о своих прошлых жизнях. Мощный политический триллер-антиутопия «Железная пята» («Дочь снегов») (lib.ru/LONDON/sneg.txt) и сегодня читается с большим интересом.

Лондон писал со знанием дела о чем угодно — о тропических островах, об устричных пиратах, прачечных, мореходстве, философии, правах женщин, жизни среди прокаженных, боксе, трущобах, мытарствах по изданиям в попытках пристроить рукописи — все это он «пропустил через себя» и ударами кулаков своей прозы вышел победителем на ринге.

Как вы уже догадались из приведенных мною ссылок, наибольшее русскоязычное собрание книг Лондона в Сети находится в библиотеке Мошкова (http://lib.ru/LONDON). Мне повезло — некогда я скачал произведения Лондона из Fidonet, и там их, кстати, оказалось, больше, чем в Рунете :-). А в рунете относительно значимые скопления прозы Лондона лежат, кроме библиотеки Мошкова, в Электронной Библиотеке компании Небесная Сеть (http://books.kharkov.com/advent/london), почему-то под заглавием «Тип литературы — Приключения». Впрочем, не будем придираться к терминам. Еще рекомендую покопаться в «Библиотеке СЕРАНН» (http://www.serann.ru/win/a19_0.html), где вещей гораздо меньше, чем на lib.ru, зато они в zip’ах.

Прекрасный англоязычный ресурс The Jack London Collection расположен на сервере университета Беркли (по поводу которого часто шутят, что он известен двумя изобретениями — FreeBSD и LSD :-)). Адрес таков: http://sunsite.berkeley.edu/London. Здесь вы найдете прозу Лондона в оригиналах (оцените слог мастера!), колоссальную подборку фотографий писателя, его родных и друзей, а также письма, разные документы и тому подобное. Еще один замечательный, активно развивающийся сайт Jack London’s RanchAlbum расположен на http://www.geocities.com/jacklondons. Тут, кроме прозы и фото, публикуются полемические статьи. Например, поднимается вопрос о смерти писателя. Известно, что в 40 лет Лондон был смертельно болен и, возможно, принял летальную дозу морфина, чтобы облегчить страдания. Любопытно, что герой лондоновского романа «Мартин Иден» (http://lib.ru/LONDON/iden.txt), практически целиком списанный с живого автора, тоже совершает суицид, правда, по другим причинам. Как бы то ни было, спустя почти век после смерти писателя, споры на эту тему не утихают.

Ховард Филлипс Лавкрафт (1890–1937)

Творчеством Лавкрафта я заинтересовался еще в детстве, посмотрев несколько ужастиков по мотивам его произведений. Люди со змейками, растущими изо лба, странное животное на ночной дороге, сидящий в ванне гибрид курицы... и детской няньки, наконец, доктор, воскрешающий трупы. Помню, мне было 12 лет, в видеотеке я смотрел фильм по Лавкрафту. До конца не досидел — ушел, потому что стало невыносимо жутко. Этого эффекта он и добивался.

Лавкрафт определенно принадлежит к числу тех гениев, творчество которых не было оценено при жизни. Настоящая лавкрафтомания началась примерно в восьмидесятых и девяностых годах прошлого века в основном благодаря ужастикам. Экранизировались, чудовищно искажаясь, его рассказы, — и вот появились фильмы «Реаниматор», «Из Вне», «Умри, чудовище, умри!», «Некрономикон», «Гемоглобин» и десятки других. Использовались также идеи Лавкрафта — вы наверняка смотрели «Зловещих мертвецов», «Дом Ктулху» и другие. Вдохновлял режиссеров и образ самого писателя (фильм «Лавкрафт») — надо сказать, что снимать было о ком... С творчеством Лавкрафта так или иначе связано процентов 20-ть тяжелых рок-групп (Evol, The Darkest of the Hillside Thickets, La Voce de Cthulhu, Endura, Ktulu). Известно, по меньшей мере, три бэнда под названием Lovecraft... Даже Стивен Кинг (живущий, кстати, в том же штате, что и Лавкрафт) использовал в своих рассказах странные «миры», описанные на страницах произведений своего предшественника.

Велико влияние творчества американца и на многие компьютерные игры. Кроме прямых лавкрафтовских «Некрономиконов», вспомним действительно жуткий 3D-шутер Blood с его железнодорожной станцией Мискатоник да книгами и картами Пикмэна. Или старый добрый Quake с уровнем Shub-Niggurath’s Pit (Shub-Niggurath — божество из пантеона, описанного Лавкрафтом).

Чем вызвано такое почитание Лавкрафта? Отечественный читатель может пожать плечами, потому что ему писатель знаком лишь по редким и большей частью плохим переводам. Переводы действительно плохие — вы можете убедиться в этом сами, прочитав оригиналы на http://www.gizmology.net/lovecraft/works. Язык Лавкрафта — очень емкий, точный, лаконичный. Не такая жуткая тягомотина, каким предстает его проза в русском варианте. Хотя все-таки встречаются и пристойные переводы. Их следует искать на основных ресурсах в рунете, посвященных Лавкрафту. Во-первых, стоит обратить внимание на целый раздел в библиотеке Мошкова (lib.ru/INOFANT/LAWKRAFT). Далее сайт «Запретная книга» на http://literature.gothic.ru/hpl/main.shtml, и наконец, сайт «По ту сторону сна» (http://www.lovecraft.ru). Все упоминаемые мною произведения писателя можно найти на страницах этих ресурсов.

Лавкрафт казался окружающим очень странным человеком. Например, мало кто видел его днем — в это время он спал. Ночью выходил и бродил по окрестностям, иногда останавливаясь у берега реки или в дубраве, чтобы написать пару страниц. Он стал знаменит не благодаря ученой деятельности (а был он и астрономом, и химиком), а именно из-за «ужастиков». Слово это взято в кавычки потому, что Лавкрафт собственно ужастики не писал. Вернее, очень мало. Он сочинял произведения, связанные между собой общей космологией (древние нечеловеческие цивилизации, параллельные миры, иные измерения, дегуманизированные боги Ктулху, Йог-Сотхот и другие мотивы, вошедшие уже в мэйнстрим благодаря рок-музыке). Типичный для Лавкрафта сюжет — чувак попадает в дом, где в подвале сидит некая тварь (гибрид выродившейся морской расы и человека). Или чувак оказывается в городе, наводненным полуземноводными людьми. Либо немного другой сюжет. Опять же, в доме на отшибе сидит и пухнет древний и зловещий инопланетный бог, подчинивший себе целую семейку фермеров, которые бродят вокруг, точно зомби. Именно такими рассказами писатель снискал себе популярность в наше время.

Гораздо менее известны другие его вещи, перед которыми меркнет творчество и короля психоделической прозы Уильяма Берроуза, и знаменитые труды братьев Маккена (те самые парни, что ставили на себе эксперименты в джунглях, объедаясь грибами, а потом разводили эти самые грибы дома и утверждали, что миром правит... хмм... великий грибной разум — см. http://www.high.ru/library/makkenna). Задолго до Кастанеды (lib.ru/KASTANEDA) и ему подобных Лавкрафт написал ряд совсем уж срывающих крышу рассказов, пронизанных концепциями реальности сновидений и измененного состояния сознания. Можете прочесть на эту тему повести и рассказы «Врата серебряного ключа», «За гранью времен», «Извне» или «Селефаис».

Если хотите окунуться в атмосферу ужасов, то скачайте знаменитый «Херберт Уэст — реаниматор», где честолюбивый ученый по фамилии Уэст проводит свои эксперименты, которые определенно не заканчиваются добром. Или «Страшный старик» — сидит себе в старом доме некий старик, разговаривает с некими бутылочками, и приходят к нему грабители. Как вы думаете, что случилось с бандой :-)?

Лавкрафту также принадлежит авторство весьма интересного эссе «Сверхъестественный ужас в литературе» (позже по его стопам пошел Стивен Кинг, написав книгу «Пляска смерти» (http://lib.ru/KING/king_pl.txt), рассказывающую об ужастиках в литературе и кино).

О самом авторе. Весьма добротная биография Лавкрафта, написанная СергеемБережным, лежит по адресу http://barros.rusf.ru/article142.html. Фотографии писателя можно посмотреть на http://www.lovecraft.ru/author/photo/people.html.

Главный англоязычный сайт —H.P. Lovecraft Archive (http://www.hplovecraft.com), пожалуй, предоставляет наиболее исчерпывающие сведения о Лавкрафте. С помощью wget’а я даже скачал сайт целиком. Большинство русскоязычных документов по Лавкрафту представляют собой переработанные и переведенные материалы именно с этого сайта. Обновляется нечасто, но все-таки обновляется.

Умер Лавкрафт в 47 лет и был похоронен на кладбище Swan Point в новоанглийском городке Провиденс. На его могиле написана мрачная эпитафия: «I am Providence» («Аз есмь провидение»). Смотрите две редкие фотографии этого места на http://www.chaosium.com/cthulhu/celaeno/lovecraft-grave.shtml.

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © www.sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov