CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2003 ГОД

Бумажные видеокарты

Сергей ОВЧАРЕНКО sergey49018@bigmir.net

«Бумажные» видеокарты. Сколько их уже было. Вспомним хотя бы нашумевшие обещаниями Bitboys. Неужели и имя компании Trident будет ассоциироваться с видеокартами, существующими лишь на бумаге?

Оптимистическое интро

Знаете ли вы, что сегодня на рынок массовых графических акселераторов стремительно рвется одна компания, которая упорно обещает представить новый графический процессор, способный составить конкуренцию изделиям NVIDIA и ATI. Не менее интересно и стойкое намерение компании Trident Microsystems, а речь идет о ней, «выбросить» на графический рынок свои чипы, аналогичные по производительности GeForce4 Ti по цене меньше $100. Если нечто подобное все-таки произойдет, то это можно будет назвать «великим возвращением» Trident на рынок hi-end видеоакселераторов для массовых ПК.

Не следует забывать, что в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века продукция Trident занимала действительно большую долю рынка. Особенно изделия компании были популярны в нише OEM-видеокарт, рассчитанных на работу с популярной тогда шиной ISA. Напомню, в тогда ISA-видеокарты выпускались очень массово и оснащались от 64 Кб до 1 Мб видеопамяти.

Приблизительно тогда же видеокарты компании Trident, которые обзавелись поддержкой стандарта VESA, также успешно продавались на рынке, причем стоили они в два раза меньше, чем аналогичные изделия конкурентов. Но тут как раз подоспела революция, связанная с распространением 3D-технологий на графическом рынке. Trident этот момент, прямо скажем, как-то проморгала. И эта нерасторопность значительно повлияла ослабила позиции компании.

Зато Trident, несмотря на начавшиеся длительные финансовые трудности, научилась бороться. В конце 1998 года, после временного отсутствия на рынке видеокарт компания представила на суд пользователей полноценные DirectX 6.1-видеокарты (рис. 1) на чипе Blade3D Turbo (рис. 2). По производительности в играх они достигли уровня популярного в то время Savage3D, а стоили намного меньше. Конечно, по сравнению с акселераторами на базе Savage3D, у этих видяшек было не такое уж хорошее аппаратное формирование DirectX. Но если проводить сопоставление с дешевым хитом того времени i740, DirectX 6.1-видеокарты давали лучшее качество картинки в 16-битном цвете и, в отличие от последнего, поддерживали цвет 32-битный. В итоге успех не заставил себя ждать — по данным исследований Mercury Research, в четвертом квартале 2001 года компания Trident владела 4% рынка видеочипов для настольных ПК.

Рис. 1   Рис. 2

Многонаобещавшее сегодня

Что касается реалий сегодняшнего дня, то Trident, похоже, не испугал печальная судьба 3dfx Interactive, S3 и STMicro, и она по-прежнему пытается вести борьбу против двух ведущих компаний-производителей видеоакселераторов — NVIDIA и ATI. Вселявший надежды новообъявленный видеочип от Trident был представлен общественности в 2002 году и получил официальное название Blade XP4 (рис. 3). Итак, Blade XP4 — это по идее полноценный DirectX 8.1-акселератор от Trident Microsystems, который попадет в ценовую категорию «меньше $100». Он, по утверждениям Trident, должен будет обеспечивать 90-процентную производительность от уровня GeForce4 Ti 4600.

Компания предусматривает выпуск трех моделей —Blade XP4 T1, XP4 T2 и XP4 T3. Различия между ними состоят лишь в тактовых частотах чипа и DDR-памяти, а также в шине этой самой памяти. Ниже перечислены основные спецификации чипа XP4:

0.13-микронный чип с тактовой частотой от 250 MГц до 300 MГц;

ядро видеочипа, состоящее из 30 млн. транзисторов;

4 пиксельных конвейера;

Рис. 3 2 текстурных блока на конвейер;

2 программируемых вершинных конвейера;

поддержка пиксельных и вершинных шейдеров;

тайловая архитектура;

64/128-битная шина памяти DDR;

работа DDR-памяти на эффективной частоте до 700 MГц;

полная поддержка DirectX 8.1 и поддержка на базовом уровне DirectX 9.0;

поддержка сглаживания по методу суперсемплинга;

поддержка анизотропной фильтрации;

RAMDAC с частотой 420 MГц;

поддержка VIVO/DVI и многомониторности.

Впечатляет? Меня — да, особенно если принимать во внимание рекомендованную цену продукта. Планировалось, что новый чип, изготовленный по 0.13-микронному техпроцессу, будет создаваться на мощностях тайваньского производителя UMC. И хотя 30 млн. транзисторов — это меньше, чем у всех современных акселераторов, зато подобная «экономия» позволит новоявленному чипу стоить намного дешевле. Для сравнения: у GeForce4 Ti — 63 млн. транзисторов, у Radeon 9700 — уже порядка 107 млн., а наш XP4 по этому параметру приблизился только к GeForce2 Ti. Но надо учитывать, что именно такое малое количество транзисторов, при одновременном переходе чипа на 0.13-микронный процесс, поможет инженерам Trident достичь прекрасных результатов с точки зрения энергопотребления чипов — видеопроцессор XP4 «употребляет» всего ~3–4 Вт. Эти цифры довольно невысоки и для мобильного рынка, куда Trident намеревается пробиваться со своими чипами.

Отметим, что старшая модель Blade XP4 T3 по конкретной ее спецификации способна работать на 300-MГц графическом ядре, содержать до 256 Мб DDR-памяти на 128-битной шине. Максимальная рабочая частота DDR-памяти для этой модели — 350 MГц (700 DDR), что обеспечит пропускную способность видеопамяти до 11.2 Гб в секунду. Как заявляет сама Trident, благодаря этому производительность видеокарты должна приблизится к уровню GeForce4 Ti 4400. То есть именно Blade XP4 T3 и выдвигается в качестве настоящей альтернативы GeForce4. При том что официальная цена графического акселератора на базе XP4 T3 ожидается в районе $99 (!).

А теперь опишем характеристики младших братьев Blade — XP4 T2 и XP4 T1. В отличие от XP4 T3, поддерживаемый объем памяти XP4 T2 был уменьшен до 64 Мб, а частота графического ядра «упала» до 250 MГц. Эффективная частота DDR-памяти «шагнула назад» к отметке 500 MГц, и ее предельная пропускная способность, соответственно, снизилась до 8 Гб в секунду. Ориентировочно такая видеокарта должна стоить $79.

Модель XP4 T1 по общей спецификации похожа на XP4 T2, но имеет урезанную до 64 бит шину DDR-памяти, что может обеспечить работу видеопамяти с предельной пропускной способностью лишь до 4 Гб в секунду. Цена и вовсе «дармовая» — $69.

Подход Trident к выпуску видеоакселераторов Blade следующий: сама компания будет производить только графические чипы, а третьи поставщики должны выпускать готовые видеокарты, но, к сожалению, Trident, отказывается называть своих партнеров. По заявлениям некоторых представителей компании, 90% всего спектра производимых карт на XP4 составят именно модели уровня T2 и T1.

Чудеса в архитектуре

Интересной особенностью, позволяющей Blade XP4 обходится в два раза меньшим количеством транзисторов, чем GeForce4 Ti, является особое строение 4 пиксельных конвейеров графического ядра XP4. Обычно эти самые 4 конвейера занимают значительно больше места в чипе, чем другие его части. Впрочем, это справедливо для чипов ATI и NVIDIA, когда несколько конвейеров созданы, если можно так сказать, методом простого клонирования.

Trident демонстрирует иной подход. Первый конвейер в чипе XP4 почти сходен со всеми пиксельными конвейерами в современных DirectX 8.1-акселераторах. Но остальные конвейеры отличаются от него. Инженеры компании решили не клонировать, а применить подход совместного использования вычислительной логики каждым последующим конвейером. А это резко сократило число требуемых аппаратных блоков вычисления. Преимущество данного подхода Trident заключается в том, что «сэкономленное» на конвейерах количество транзисторов помогает заметно снизить стоимость изготовления всего чипа. Хотя тяга Trident к экономии своих транзисторов, возможно, все-таки слишком сильна: компания не постеснялась одновременно сэкономить и на других очень важных вычислительных блоках графического ускорителя. Так, в XP4 отсутствует блок аппаратной трансформации и освещения — T&L.

И труднопредставимое завтра

Все описанные высокоуровневые значения Blade XP4 очень важны для понимания перспектив компании Trident на рынке видеокарт. И железные «тонкости» «таинственного» чипа XP4 представляют собой довольно интересную информацию. Однако пока лишь с чисто познавательной точки зрения. Ибо как варятся продукты на кухне Trident, доподлинно никому не известно. Объем информация о текущих разработках очень мал. К сожалению, Trident не раскрывает сведений о новых технологических достижениях, ссылаясь на защиту своей интеллектуальной собственности.

Однако есть опасения, что дело совсем в другом — компании просто нечем похвастаться . И перспективы новых видеокарт Blade XP4 не такие радужные, как нам их рисовала компания-производитель. Ведь массовые поставки Blade XP4 в магазины должны были начаться еще в октябре прошлого года. Но микросхемы XP4 все еще «скрываются» в лабораториях Trident для проведения тестирования и подготовки драйверов. А ведь в свое время компания объявила о внедрении 6-месячного цикла по выпуску новых видяшек. А это значит, что скоро мы вправе ожидать следующее поколение видеокарт — неких Blade XP5. Уже в апреле 2003 года Trident обещала нам серию карт на базе супертайловой архитектуры Blade XP5, причем опять же по цене меньше $100. Если эти планы реализуются, то есть вероятность, что эти видеокарты наконец-то смогут составить более-менее серьезную конкуренцию GeForce’ам среднего уровня.

Вообще-то, Trident обещает предоставить сразу три версии карт на базе XP5. Но глядя на перипетии с Blade XP4, в это светлое будущее, честно говоря, верится с трудом. Хотя кто знает. Нам, конечно, будет очень интересно узнать, насколько успешен подход Trident’а к обработке суперсовременной графики, включая вычисления пиксельных и вершинных шейдеров. Будем же надеяться, что компании будет сопутствовать удача в ее нелегком труде. А мы с надеждой будем ждать новостей о видеокартах от некогда знаменитой Trident.

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov