CFA LogoCFA Logo Computer
Загрузка поиска
Новости Компьютеры Прайс-лист [Новое] Прайс-лист [Б/У] Для ноутбуков Конфигуратор ПК Заказ, Оплата, Доставка Сервис объявления Драйвера Статьи Как нас найти Контакты
Новости
RSS канал новостей
Несмотря на лето и запрет в Украине российских интернет ресурсов Яндекс, Mail.Ru и других, посещаемость ...
Китайская компания Colorful презентовала в эти дни свою новую материнскую плату на базе топового ...
Компания Google опубликовала в эти дни свой ежемесячный отчет о распределении на рынке фирменной ...
Тайваньская компания Gigabyte Technology сегодня официально представила свою башенную систему охлаждения ...
Компания LG Electronics планирует расширить линейку своих флагманских смартфонов LG G6. К выпущенной ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2002 ГОД

VirtualDub для чайников

Алексей (Renegat) К.

(Окончание, начало см. МК № 45 (216)).

За одну секунду для различных видеопотоков, т.е. клипов или фильмов, может воспроизводиться различное количество кадров. Существуют даже специально оптимизированные стандарты на количество кадров в секунду. Задать эту величину можно посредством пункта меню Video > Frame Rate. От скорости кадров зависит многое: размер видеофайла, его качество и требования к компьютеру. Обычно данная величина для фильмов составляет 25 или 30 кадров/с. Если записанный с такой скоростью кадров фильм просматривать, предположим, со скоростью 10 кадров/c, все движения в фильме будут напоминать замедленные съемки. Если же скорость просмотра поднять до 50 кадров/c, получится что-то похожее на ускоренную перемотку. Чем выше скорость кадров, тем выше требования к вашему железу. Например, для тех, у кого еще завалялся 200-й пень или того хуже, можно посоветовать перегнать фильм с 25 кадров/c на 10 кадров/c и таким образом посмотреть его без залипаний, хотя и с некоторой потерей качества. Окно выбора скорости Рис. 1кадров представлено на Рис. 1.

Настроек довольно много, поэтому рассмотрим их подробнее:

— без изменений. То есть, скорости кадров оригинала и вашего творения будут идентичны.

— задать вручную скорость кадров. Заметьте, что можно задавать не только целые значения, но и дробные — например, 15.555.

— задать такую скорость, чтобы продолжительность видеопотока соответствовала продолжительности аудиопотока. Иными словами, если вы «прилепили» к своему произведению какую-то музыку, но она оказалась секунд на 10 длиннее видеоряда, то скорость кадров можно подобрать таким образом, чтобы продолжительность видео соответствовала продолжительности саундтрека. Следующая группа настроек позволяет задать режим обработки кадров:

— обрабатывать все кадры изображения.

— обрабатывать каждый второй кадр, пропуская один.

— обрабатывать каждый третий кадр, пропуская два.

— самостоятельно определить, какой кадр обрабатывать и сколько пропускать.

Чем больше кадров пропускается, тем больше ваше произведение напоминает слайд-шоу.

Последняя группа настроек представляет собой настройки инверсного телекинопроектора. Если, скажем, в нашем клипе некоторые части изображения движутся быстрее остальных, то при просмотре эту часть изображения можно будет показать «через строку». Это даст возможность меньше нагружать железо при просмотре и обеспечит небольшой выигрыш в свободном месте на харде. Здесь есть такие режимы:

— не использовать.

— оптимизировать изображение автоматически.

10 — оптимизировать изображение с учетом ручных настроек.

11 — оптимизировать смазанные поля на изображении, с учетом ручных настроек.

К ручным настройкам относятся:

12 — смещение (ширина поля в пикселях между динамически меняющимся фрагментом изображения и пассивным фоном).

13 — инверсная полярность этого смещения (внешнее поле сменяется внутренним). Немного поэкспериментировав, можно подобрать такую скорость кадров, при которой видеофайл будет занимать меньше места, а качество изображения останется практически неизменным.

Также можно задать глубину цвета оригинала и копии. Для этого выбираем Video > Color Depth. Появится окно (Рис. 2), в верхней части которого настраивается глубина цвета оригинала, а в нижней — копии. Понятно, что чем больше глубина цвета копии, тем больше места она занимает.

Любой видеофайл как правило сжимается специальным кодеком. Это позволяет без ощутимой потери качества изображения (при разумной степени компрессии) значительно сократить размер видеопотока. Наиболее популярны DivX MPEG-4 Fast-Motion, DivX MPEG-4 Low-Motion и DivX Pro 5 — практически все фильмы на сегодняшний день сжаты с использованием этих кодеков. В VD (VirtualDub) предусмотрена возможность выбора кодека для компресcии/декомпресcии видео. Вызвать соответствующее окно настроек можно посредством меню Video > Compression. В появившемся окне можно выбрать один из кодеков (Рис. 3) и дополнительно настроить его параметры, используя кнопку Configure. Если вы остановились на одном из ранее описанных кодеков, то их настройки лучше не изменять. Из своего опыта могу сказать, что лучшую компресcию дает DivX Pro 5, хотя на это уходит немало времени. Для хорошей и сравнительно быстрой компресcии идеально подходят кодеки типа MPEG-4. Сжимать файлы с расширением .avi и .mpg бесполезно — они и так уже сжаты, вы только потеряете время, ничего не добившись. Очень хорошо упаковываются .dat-файлы (старые фильмы, записанные на CD), после компресcии DivX Pro 5 они занимают в 2-3 раза меньше места. Более подробную информацию о настройке конкретного кодека можно прочитать в документации, которой он обычно комплектуется, или найти в Интернете.

Допустим, посмотрев фильм, вы точно определили, какой его кусок нужно вырезать. Например, с 54 минуты по 59. Понятно, что фильмы вы смотрите не VD, и найти опять этот фрагмент уже в VD несколько неудобно. Специально для этого предусмотрена функция Video > Select Range (Рис. 4). Здесь можно задать начальное время фрагмента —1 (начальный номер кадра —6) и конечное время —3 (конечный номер кадра —8). 2 и 7, соответственно, — объем видеофайла в миллисекундах или кадрах. Функция 4 позволяет включать/выключать синхронизацию аудио и видео потоков, а — обрезать аудиопоток, когда закончится видеопоток. Мы рассмотрели все настройки видео. Теперь можно поговорить о режимах компрессии видео. Их всего четыре.

Рис. 2   Рис. 3   Рис. 4

Direct stream copy. Состоит в том, что видеоинформация просто копируется из оригинала в создаваемую копию без любой обработки.

Преимущества:

самый быстрый способ: скорость может превышать 400 кадров/сек при нескольких открытых файлах;

никакой потери качества.

Недостатки:

обработка должна начинаться с ключевого кадра;

все системы координат в диапазоне должны быть идентичны (никакого уменьшения размера изображения);

видео нельзя просмотреть в ходе преобразования.

Fast recompress. Быстрый способ рекомпресcии позволяет потоку видео быть повторно сжатым. В этом методе VirtualDub цепляет декомпрессор непосредственно к компрессору и пытается найти самый быстрый путь перехода от одного формата видео к другому.

Преимущества:

в зависимости от включенных кодеков видеосигнала, рекомпрессия можно производить в более быстром формате, типа .yuv. Это может существенно ускорить рекомпрессию.

Недостатки:

не работает, если компрессор и декомпрессор не могут «договориться» о формате изображения;

видео не может просматриваться в течение процесса;

нет возможности обработки изображения, то есть нельзя наложить фильтры или поменять скорость кадров;

некоторые кодеки видеосигнала обрабатывают .yuv-данные неправильно, что может привести к повороту изображения вверх ногами.

Normal recompress. VirtualDub декомпрессирует входное видео в RGB-формат и сжимает его, используя выбранный компрессор видео.

Преимущества:

позволяет производить рекомпрессию видеопотока из любого доступного формата в любой другой;

совместим с большим количеством кодеков видеосигнала, ведь RGB — очень широко распространенный формат.

Недостатки:

более медленный, чем Fast recompress;

компрессоры и декомпрессоры должны быть совместимы. Если декомпрессор декомпрессирует только к 16-разрядному RGB, а компрессор сжимает только 24-разрядный RGB, то этот способ не будет работать.

Full processing mode (используется по умолчанию). Производится полная обработка видео. Это включает полное преобразование к 32-разрядному RGB и назад, видео рекомпрессируется через текущий набор видеофильтров.

Преимущества:

все параметры фильтрации функциональны;

может использоваться любая пара компрессор-декомпрессор, если и тот и другой поддерживают RGB-формат, причем разрядность RGB роли не играет.

Недостатки:

самый медленный способ;

требует много памяти, так как все изображения должны быть декомпрессированы к 32-разрядному RGB и затем конвертированы назад в формат, заданный компрессором.

Пункт Video содержит еще несколько полезных функций для работы с видео. Это Copy source frame to clipboard и Copy output frame to clipboard, которые позволяют копировать в буфер обмена текущий кадр оригинала и копии соответственно. Также можно проверить оригинал на наличие в нем ошибок —Scan video stream for errors… Последняя функция поистине незаменима. Представьте себе, что вы конвертировали битый час фильм из одного формата в другой, и вот где-то в конце вы получаете сообщение, что найдена ошибка в видеопотоке и рекомпрессия не может быть завершена. Поэтому лучше заранее убедиться, что ошибок в ходе рекомпрессии не произойдет.

Выбор и настройка аудио-компрессии.

Помимо настроек видео, в VD есть также возможность настройки аудио-потока. Все эти настройки собраны, соответственно, в Audio. Есть только два метода записи аудио-потока в видео-файл: Direct stream copy и Full processing mode. Действие каждого из этих режимов аналогично соответствующим видеорежимам. Пункт Conversion… (Рис. 5) позволяет настроить параметры аудиопотока: частоту дискретизации, точность и количество звуковых каналов.

Как вы, наверное, знаете, аудио- и видеопотоки, сохраненные в одном файле, воспроизводятся по очереди. Эффект параллельности воспроизведения достигается частой сменой этих потоков. В VD предусмотрена настройка частоты чередования потоков Interleaving… (Рис. 6). — включить/выключить смену потоков (отключение равносильно отключению видео-потока). Можно установить длительность упреждающего чтения аудиопотока в миллисекундах (2) и частоту смены потоков как в мс, так и в кадрах (3). Представьте себе, что звук отстает или опережает события в фильме. При разрыве в 5-10 сек можно и не понять, что происходит в фильме. Это можно исправить: 4. Значения больше нуля устанавливаются, если звук опережает, а меньше нуля — если отстает. В некоторых фильмах звук бывает записан очень тихо, иногда даже настолько, что при максимальной громкости все равно плохо слышен. Установить желаемый уровень звука можно через Audio > Volume. Уровень звука регулируется от 11% до 985% по отношению к оригиналу. Также VD позволяет «подшивать» к видео .wav-файлы или записывать видео вообще без звука. Для этого существуют команды WAV Audio и No audio в пункте Audio.

Рис. 5   Рис. 6

Дополнительные возможности VD.

Теперь, когда мы разобрались с настройками видео- и аудиопотоков, может возникнуть ситуация, когда нужно будет перегнать несколько фильмов или клипов в какой-нибудь другой формат. Конечно, такая задача займет много времени, да и перегонять файлы по одному чрезвычайно утомительно. В VD есть возможность создания списка заданий: File > Job control (Рис. 7). Добавлять сюда задания просто: когда будете сохранять видео-файл, поставьте галочку внизу окна сохранения возле надписи Add operation to job list and defer processing. Можно составить большой список и запустить его на выполнение, оставив компьютер включенным на ночь, а самому поспать, пока тот кряхтит :-). Созданный лист заданий можно редактировать и сохранять, а потом загружать: File > Run script. VD позволяет производить видеозахват —Capture AVI. Кому интересно, как это делается, заходите на мой сайт.

VD может сохранять .avi-файлы в SPARSE-формате. Особенностью этого формата является то, что он содержит все параметры исходного .avi-файла, но занимает всего пару сотен килобайт. Создать такой файл можно через Tools > Create sparse AVI. Потом SPARSE-файл можно преобразовать обратно в AVI-файл —Expand sparse AVI, только он уже не будет содержать ни видеопотока, ни аудиопотока. Такие преобразования могут быть полезны, например, если вам нужно отправить видеофайл по Интернету. Вы отсылаете адресату письмо с SPARSE-файлом, а он, преобразовав его обратно в .avi, решает, нужен ли ему такой файл.

Хочу обратить ваше внимание на несколько настроек VD, которые позволяет значительно увеличить скорость обработки файлов. Options > Enable DirectDraw acceleration — задействовать возможности DirectDraw при воспроизведении создаваемого файла. Закладка CPU в Options > Preferences позволяет задействовать дополнительные функции вашего процессора (Рис. 8). Файлы будут конвертироваться еще немного быстрее, если отключить предпросмотр ориганала и копии во время работы.

Рис. 7   Рис. 8

На этом курс чайника VD закончен. Желаю творческих успехов!

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © www.sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov