CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Прайс-лист Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2002 ГОД

СПАМ: казнить нельзя помиловать

Сергей УВАРОВ sergei_uvarov@mail.ru

Судя по письмам читателей, публикация материалов о работе с e-mail им пришлась по душе (см. статьи «Почтовые лошадки», МК №35-36(206-207), «Сеть в конверте», МК №37(208)). Читатели благодарили, высказывали собственное мнение, делились опытом и просили написать о том… как бороться с сообщениями e-mail, вернее, с проблемой засорения почтовых ящиков рекламными и маркетинговыми материалами, проще говоря — спамом (см. также статью Виктора В. Пушкара «Перловая каша в ящике из-под мыла», МК №43(214)). Просьбу выполняем.

Идеология спама

Всемирная компьютерная сеть Интернет изначально предназначалась только для специалистов и разрабатывалась как система, которая могла бы оставаться работоспособной даже в случае начала ядерной войны. Изначально заложенные, а также постоянно разрабатываемые технологии по прямому своему назначению должны были лишь объединять людей со всего мира в единую информационную систему. Однако, становясь все более обширной, Сеть постепенно приобретала все больше черт сообщества людей, и как всякое сообщество, становилась все более подвержена не только внешним воздействиям, но и внутренним проблемам. Одна из таких проблем, затронувшая Сеть и большую часть ее пользователей, получила название «спам».

Довольно интересно само происхождение этого термина, трансформировавшегося в компьютерный жаргон. Спам (от англ. — «spam») — это название мясных консервов, популярных в 20-30-е годы прошлого века. Расшифровывается как «SPices hAM» — перченая ветчина. Данный термин был придуман и зарегистрирован как торговая марка корпорацией Hormel, у которой в 30-е годы скопилось чудовищное количество неликвидного мяса не первой свежести. В 1937 году корпорация начала маркетинговую кампанию по сбыту залежей. Так появился спам.

Часть пользователей, кто не ведет довольно активную жизнь в Сети, в большинстве своем не сталкиваются с подобной проблемой. Другая часть склонна драматизировать сложившуюся ситуацию (особенно это свойственно американцам) и загодя подсчитывать убытки от спама в будущем.

И в том, и в другом случае это не означает, что можно проигнорировать это явление. Огромное количество незатребованной пользователем e-mail корреспонденции, почтовые «черви», рекламные и маркетинговые сообщения могут привести к излишней нагрузке на каналы и почтовые сервера провайдера, из-за чего необходимая почта, которую, возможно, ждет пользователь, будет проходить намного медленнее.

Термин «спам» начал употребляться еще в конце прошлого века, когда различные рекламные компании начали атаковать новостные конференции Usenet своими рекламными сообщениями. В отличие от сегодняшних дней, администраторы конференций, на радость подписчиков групп новостей, отреагировали быстро. Поскольку технология Usenet предусматривает любую фильтрацию сообщений, администраторы просто удаляли спам ранее, чем он достигал своей цели быть прочитанным большим количеством людей.

Времена нынче не те: потерпев неудачу в Usenet, спамеры (так называют тех, кто занимается подобными действиями) переключились на рассылку рекламы по группам адресатов. Поэтому сегодня практически каждый пользователь Интернета, зарегистрировавший свой e-mail, рано или поздно сталкивается со спамом. Именно «рано или поздно». Пользователям, уже столкнувшимся со спамом, данный материал поможет избежать ошибок в будущем; счастливчики, еще не ощутившие «прикосновения» спама, смогут обезопасить себя от подобных ситуаций, став более осведомленными в данном вопросе.

Корни зла

Дабы избежать возможности стать еще одним получателем спама, необходимо прежде всего знать, что делать, чтобы уменьшить шансы «инфицирования» своего адреса. В Сети существует масса мест, где неопытный пользователь может засветить свой адрес. Это:

форумы;

доски объявлений;

web-конференции и чаты;

списки пользователей таких сервисов, как ICQ, AIM и др.;

организация подписок пользователей на тематические рассылки.

Такое разнообразие мест не могло не сказаться на развитии различных вариаций спама. Принято считать, что «выброс» спама является исключительно прерогативой электронной почты. Отчасти это правда, поскольку свое шествие он начал именно с e-mail. Однако на сегодняшний день, благодаря широкой популяризации Интернета, акценты хоть и не сместились кардинально, но стали более разнообразны: спам лезет буквально отовсюду. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся из них.

Спам в конференциях и новостях

Как правило, каждая конференция узкоспециализированна и затрагивает лишь тематические вопросы, при этом правила конференций предусматривают получение время от времени рекламной информации по тематике. Удел спаммеров типичен: их не интересуют правила, они суют свою рекламу каждый день в максимально доступное количество конференций, независимо от их тематики. Это довольно частое явление на форумах, досках объявлений и чатах.

Спам в виде открывающихся (pop-up) окон

Эта разновидность спама уже стала негласным стандартом де-факто современного Инета. Причем большую часть pop-up окон составляют все же зарубежные сайты, например, сексуальной направленности, так любимые серферами из стран СНГ. Система здесь такова: за каждую новую консоль вебмастер зарабатывает не больше цента, поэтому некоторые делают по три и более консолей. Иногда pop-up окна «выскакивают» при уходе с сайта, иногда дополнительные рекламные окна открываются при входе на сайт, и тенденция к увеличению их числа продолжается.

Спам в поисковых системах

Очень часто пользователи, набравшие в строке поиска какого-либо поискового сайта (Rambler, Yandex), например, «мобильные телефоны», попадают на ресурс, оказавшийся в списке найденных по запросу, но на котором ничего связанного с мобильными телефонами нет. В чем причина? Довольно тривиальная, но проверенная временем уловка, когда вебмастер для привлечения посетителей на свой ресурс вставляет в страницу так называемый МЕТА-тэг с часто запрашиваемыми словами: «секс», «работа», «Интернет», «мобильный», «телефон». Что в результате и приводит к описанному результату.

Спам в электронной почте

Самый распространенный вид спама, искоренению которого и посвящена эта и, надеюсь, еще ряд будущих статей. Спам такого рода носит характер «массового бедствия», поскольку является наиболее эффективным методом распространения рекламных сообщений при минимальной стоимости рассылки. Увы, но это так.

Узнают спаммеры адреса электронной почты различными способами, один из них —спам-листы. Речь идет о списках реальных e-mail адресов, полученных и проверенных различными путями (см. выше). Если ваш ящик уже был «засвечен» в Сети и в конце концов попал в спам-лист, считайте, что Вы в «клетке». Поскольку спрос на данный товар существует, снежный ком будет расти довольно быстро, и к Вам будет попадать все новый и новый спам, самый легкий способ избавления от которого — удаление ящика и создание нового. Если Ваш ящик находится на одном из бесплатных почтовых серверов, потери невелики. В случае завала спамом ящика, предоставляемого провайдером, вопрос придется решать именно с ним; здесь вариантов тоже немного, и вышеописанный — оптимальный.

Спам в SMS-сообщениях

Все еще новый подвид спама. Начал свое шествие в Европе, где многие европейские компании поняли эффективность использования сотовых телефонов в качестве «свежей» платформы для распространения рекламы. Поскольку обладатели мобильников — потенциальные клиенты, доступные в любой момент времени в любом месте, они автоматически становятся мишенью рекламодателей. Результат не заставил себя долго ждать: в США SMS-сервис может исчезнуть из-за спама, поскольку ставит под угрозу саму целесообразность использования системы коротких сообщений. Ситуация осложняется еще и тем, что хотя у большинства операторов США входящие SMS бесплатны, некоторые крупные операторы, такие как AT&T Wireless или Sprint берут за них плату (в нашей стране получение SMS бесплатно у всех операторов, поддерживающих эту услугу). SMS-спам уже приобрел угрожающие масштабы, и борьба против SMS-рекламы не будет иметь успеха, если в дело не вмешаются законодатели.

Гремучая статистика

Текущее положение дел довольно сумрачно, и облегчения в будущем, по-видимому, ждать не стоит. Как нетрудно догадаться, большинство пользователей Сети относятся к спаму крайне отрицательно, что и подтверждает статистика. Так, исследования GVU (http://www.cc/gatech.edu/guv), показывают, что только 9.8% пользователей читают рекламные сообщения, причем в основном это пользователи-новички. Примерно 12% пытаются «воздействовать» на спаммеров, посылая гневные письма, и лишь 1.5% реагируют адекватно (жалобы провайдеру, занесение адресата в специальные «черные» листы и т.д.)

Отчет, представленный компанией MessageLabs (http://www.messagelabs.com) показывает, что спам обходится Европе в 10.2 млрд. евро в год или приблизительно 25.2 евро на одного пользователя. Сегодня ежедневно отправляется приблизительно 11 млн. рекламных сообщений, среднестатистический пользователь получает до 700 сообщений в год, общее количество которых составляет почти 206 млрд! А через 4 года, по прогнозам аналитической корпорации Jupiter Media Metrix, их количество будет равняться 1.4 трлн. Примерно 50% писем, проходящих через сервера некоторых европейских провайдеров, являются спамом. Не избежал подобной участи и такой гигант, как AT&T World Net, почтовые сервера которого почти на 20% загружены обработкой спама.

Вам интересно узнать, какой ущерб спам причиняет именно Вам? Подсчитать убытки вашей организации от спама вы сможете, воспользовавшись онлайновым калькулятором по адресу http://www.cmsconnect.com/Marketing/spamcalc.htm.

Активные и пассивные методы защиты

Если вы уяснили все вышесказанное и не желаете приобщаться к быстрорастущей кампании получателей спама, необходимо четко понимать стратегию борьбы, которая заключается в пассивных и активных методах защиты. Пассивные методы представляют собой некие профилактические меры, позволяющие не допустить попадания вашего почтового адреса к спамеру. К сожалению, полностью избежать спама практически невозможно, но нужно стараться хотя бы придерживаться следующих правил:

при необходимости указывать свой ящик в любом из сервисов веба, примите простейшие меры предосторожности и зарегистрируйте дополнительный почтовый ящик (ящики) на любом бесплатном почтовом сервере, благо сегодня выбирать есть из чего, и указывайте именно второстепенный ящик. Получить его можно легко во многих местах, поэтому в случае завала спамом серьезных потерь можно будет избежать;

если необходимо сообщить свой персональный электронный адрес, делайте это по телефону или при личной встрече;

при наличии персональной страницы не указывайте свой адрес «для отзывов и контактов». Завалят спамом по самые уши :-). Лучше уж заведите гостевую книгу;

ни в коем случае (!) не отвечайте спамеру и не пытайтесь отписаться от получения подобного мусора! В большинстве случаев подобное действие воспринимается спамерами как сигнал к началу массового завала рекламой, поскольку вы своими действиями ясно подтверждаете, что ваш ящик существует, и вы к тому же читаете подобные сообщения (хотя иногда отписка спасает, но лучше не рисковать);

и уж ни в коем случае не шлите ответный спам. Возможно, вы неправильно определили адресата или просто попутали «мусор» с одной из рассылок, на которые вы, возможно, подписаны; в любом случае ваши действия спамеров не перевоспитают, а провайдер может вас и наказать.

К чему я все это веду? Знание элементарных способов защиты своего ящика, соблюдение сетевой этики позволят вам долгое время спокойно пользоваться электронной почтой, принимая только ту корреспонденцию, которую вы ожидаете.

Если же пассивные методы защиты не приносят должного успеха, пора занимать активную позицию. Чтобы вы могли вести эффективную борьбу против спамера, необходимо выяснить следующиее:

что рекламирует спамер;

через какого провайдера идет рассылка;

настоящий электронный ящик спамера.

Линию обороны можно организовать на базе вашего же провайдера. В практике веба существуют т.н. black lists — списки «черных» адресов, куда провайдеры, а также антиспамерские организации, например, АНТИСПАМ.РУ (http://www.antispam.ru) заносят спамеров; их сообщения уничтожаются еще до поступления в ваш почтовый ящик на сервере.

Существует целый ряд программных продуктов, позволяющих самому производить фильтрацию сообщений на базе почтовой программы во время чтения списка сообщений. Данному софту будет посвящена очередная статья, над которой сейчас идет работа. Напоследок предлагаю линки на ресурсы, посвященные спаму и борьбе с ним:

http://www.user.cityline.ru/~uptoroad — персональная страница Михаила Кононенко, посвященная способам борьбы со спамом;

http://nospammers.narod.ru — несколько способов защиты от спамеров, чтение заголовков писем, черный список спамеров;

http://stopspam.chat.ru — актуальная информация: как спамер делает деньги за наш счет;

http://www.jmls.edu/cyber/cases/spam.html — судебные дела против спамеров на английском языке. Большое количество описаний реальных судебных дел, размещенных на сервере юридической школы Джона Маршалла (США);

На этом позвольте откланяться. Ожидайте материала, в котором мы разберем по косточкам :-) софт, необходимый для фильтрации всех нежелательных сообщений. Мне хочется верить, что вывод вы сделаете правильный и поймете, что СПАМ казнить, нельзя помиловать!

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © www.sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov