CFA LogoCFA Logo Computer
Загрузка поиска
Новости Компьютеры Прайс-лист [Новое] Прайс-лист [Б/У] Для ноутбуков Конфигуратор ПК Заказ, Оплата, Доставка Сервис объявления Драйвера Статьи Как нас найти Контакты
Новости
RSS канал новостей
Компактный компьютерный блок питания с уменьшенной до 140 мм глубиной представила в эти дни тайваньская ...
Несмотря на лето и запрет в Украине российских интернет ресурсов Яндекс, Mail.Ru и других, посещаемость ...
Китайская компания Colorful презентовала в эти дни свою новую материнскую плату на базе топового ...
Компания Google опубликовала в эти дни свой ежемесячный отчет о распределении на рынке фирменной ...
Тайваньская компания Gigabyte Technology сегодня официально представила свою башенную систему охлаждения ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2002 ГОД

3D-максимум

Сергей БОНДАРЕНКО, Марина ДВОРАКОВСКАЯ ms@3dfly.com

(Продолжение, начало см. МК № 24, 26, 29, 32, 35, 40 (195, 197, 200, 203, 206, 211))

Для 3D-профессионала не имеет большого значения, какой инструмент использовать, поэтому он никогда не будет принимать участие в бесконечном споре на тему «какой из пакетов лучше — Max или Maya?». Скорее, стоит говорить о недостатках и достоинствах каждого пакета, о том, в каком из них удобнее выполнять те или иные задачи. Мы уже поднимали этот вопрос в своей статье «Maya vs 3DSMAX» (см. МК № 8 (179)). Читатели проявили к ней большой интерес, и мы получили множество отзывов. Почти все они оказались положительными, за что всем большое спасибо. Правда, не обошлось и без курьезов: нас обвинили в незнании еще одного неплохого пакета для работы с 3D — LightWave. Скорее всего, этот человек забыл прочитать название статьи :-).

Мы уже давно хотели посвятить несколько статей цикла Alias|Wavefront Maya. Недавний выход Maya 4.5 стал хорошим поводом для их написания. Перед тем, как непосредственно перейти к рассмотрению программы, необходимо заметить, что Maya выходит в двух вариантах —Complete ($1999) и Unlimited ($6999). Второй пакет является более полным и дополнительно включает модули Cloth, Fur, Live MatchMoving и Fluid Effects. Поскольку цена на эти два пакета немаленькая, Alias|Wavefront предоставляет возможность всем желающим бесплатно изучить все возможности Maya с помощью специального пакета Personal Learning Edition. Правда, его можно использовать лишь в некоммерческих целях. Все три варианта Maya работают под Windows 2000/XP, Mac OS X и Linux.

После такого небольшого введения приступим собственно к рассмотрению пакета. Чтобы наше впечатление о продукте было наиболее полным, обратим свой взор на Maya Unlimited (рис. 1). Самый главный фактор, который делает Maya не столь популярным, как тот же Макс, — сложность в изучении. Многие 3D-художники боятся одного только интерфейса программы. Действительно, продукт писался для тех, кто уже имеет достаточный опыт работы в 3D, поэтому разработчики не слишком старались, чтобы внешний вид программы был понятен тому, кто в первый раз работает с трехмерной графикой. Однако в последнее время Alias|Wavefront стала прилагать большие усилия по искоренению этого недостатка. Доказательством данного факта может быть присутствие в последнем релизе программы встроенных видеоуроков (рис. 2). Они подскажут, как в Maya можно создавать простейшие объекты, перемещать их, накладывать текстуру и визуализировать сцену — одним словом, все то, без чего работа будет невозможна.

Рис. 1   Рис. 2

Практически все существующие 3D-пакеты имеют схожий внешний вид — окно проекции с временной шкалой, над которым, как правило, размещена панель с инструментами. В Maya все точно так же (рис. 3). Самое первое, что нужно запомнить, — как изменять вид в окне проекции. Работать с программой намного удобнее и проще, если мышка — трехкнопочная. Чтобы передвигаться в виртуальном пространстве, необходимо удерживать нажатой кнопку Alt и одну из кнопок мышки. При этом левая кнопка вращает сцену, средняя — сдвигает ее вверх-вниз, а правая — приближает-удаляет объекты. Впрочем, если у вас нет трехкнопочной мышки, можно обойтись и обычной — для аналогичных действий используют немного запутанную систему меню в окне проекции (рис. 4). Одним из козырей Maya всегда был настраивающейся под конкретного пользователя интерфейс. Поэтому, чтобы в дальнейшем не лезть каждый раз в дебри выскакивающих меню, можно просто перетащить, удерживая клавишу Shift, иконки управления видом из вертикальной панели инструментов (та, что находится слева от окна проекции) на свободное место над окнами проекции.

Рис. 3   Рис. 4

В Alias|Wavefront Maya существует несколько режимов: Animation, Modeling, Dynamics, Rendering, Cloth. Установить нужный можно в ниспадающем меню в левой верхней части экрана. В зависимости от того, в каком режиме работает программа, главное меню будет выглядеть по-разному. Это также является особенностью пакета. Так как интерфейс Maya изменяется в зависимости от выбранного режима, порой бывает трудно быстро найти ту или иную опцию программы. Поэтому в Maya комфортнее и проще использовать комбинации клавиш или «скрытые» меню. Если нажать пробел, можно увидеть огромное меню, которое называется Hotbox (рис. 5). Оно возникнет в том месте, где находится курсор. В процессе работы Hotbox очень удобен. В это меню включены абсолютно все инструменты программы, так что пользователь, находясь, скажем, в режиме Animation (Создание анимации), может мгновенно применить инструмент для моделирования. Без Hotbox такая операция проделывается лишь при переходе в режим Modeling.

Как мы уже говорили, работа с программой значительно ускорится, если применять комбинации клавиш. Так, например, для того чтобы масштабировать объект, нужно всего лишь нажать клавишу R, чтобы повращать — клавишу E и так далее. Кстати сказать, не так давно на сайте Alias|Wavefront был выложен pdf-файл с информацией о клавишах быстрого доступа в Maya 4.5. А зайдя на страничку по адресу http://www.alias|wavefront.com/en/products/maya, вы сможете также скачать файлы со сравнительной характеристикой интерфейса и быстрых клавиш Maya, 3DSMAX и Softimage. Такое руководство будет полезно не только тем, кто собирается перейти с других пакетов на Maya, но и новичкам.

Все примитивы, которые можно создать в программе, на экране выглядят угловато и грубо, с малым количеством полигонов, да и к тому же в каркасном режиме отображения wireframe. Режим отображения на экране деталей сцены изменяется, если нажать на клавиатуре цифру 5. Нажатие цифр 1, 2 и 3 позволяет Рис. 5применять к объектам три варианта предустановок с разным числом полигонов.

Один из удобных инструментов Майи —лассо. С его помощью можно выделять отдельные участки модели (наподобие того, как это делается в Adobe Photoshop). Этот инструмент настолько совершенен, что разработчики некоторых 3D-пакетов неоднократно старались его повторить (для 3DSMAX даже был написан специальный скрипт).

В режиме работы Cloth и Dynamics в Maya можно создавать сцены, в которых присутствует динамика мягких и твердых тел. Моделировать поведение различных тканей, соударение предметов и так далее. Чтобы тело стало «мягким», необходимо выполнить всего лишь одну команду Bodies-Create SoftBodies.

Моделирование — одна из самых сильных сторон программы. Инструментарий для создания различного рода поверхностей расположен в главном меню Surfaces (режим работы Modeling). Основные приемы моделирования во всех 3D-программах одинаковые, поэтому такие операции, как, например, создание поверхностей вращения или моделирование методом лофтинга присутствует и в Alias|Wavefront Maya. Первый метод моделирования состоит в том, что рисуется некоторая кривая (инструменты для рисования кривых —CV Curve Tool и EP Curve Tool — вынесены на вкладку с инструментами, называющуюся Shelf), которая будет представлять собой профиль поверхности вращения будущей модели. После того, как кривая нарисована, в меню Surfaces выбираем опцию Revolve. Объект создан.

Другой способ моделирования — лофтинг, он заключается в том, что в виртуальном пространстве рисуются кривые, на основе которых будет формироваться поверхность. Для того чтобы построить по кривым будущий объект, нужно воспользоваться инструментом Loft, предварительно выделив в окне проекции нужные кривые.

Уникальная технология Artisan, появившаяся еще во второй версии Maya, включает в себя инструменты для создания рельефа полигональных и NURBS-поверхностей. Artisan также позволяет управлять некоторыми свойствами поверхностей, например, упругостью.

Сделать простейшую анимацию в программе совсем не сложно, хотя, на первый взгляд, это и кажется трудным делом. Создайте любой примитив и нажмите клавишу S для того, чтобы текущий кадр стал ключевым. Теперь кликните в любое место на временной шкале, передвиньте объект и снова нажмите S. Нажимаем кнопку Play и смотрим, как примитив перемещается в окне проекции.

После того как сцена готова, ее необходимо визуализировать. Встроенный рендер Майи всегда был ее слабым местом. Поэтому во всех коммерческих проектах используются подключаемые внешние рендеры, такие как Renderman или MentalRay. Несмотря на то, что с момента выхода релиза 4.5. прошло совсем немного времени, пользователям обновленной Maya уже предлагается бета-версия Mental Ray 1.5, разработанная специально для Maya 4.5. Рендер абсолютно бесплатно можно скачать с сайта Alias|Wavefront. Вот ссылочка: http://www.alias|wavefront.com/en/products/maya/mentalray.shtml (предварительно нужно зарегистрироваться).

В последней версии Maya Unlimited 4.5 появился новый модуль Fluid Effects. Благодаря ему перед пользователем открываются широкие возможности по созданию разнообразных атмосферных и пиротехнических эффектов, различного рода жидкостей (viscous effects), поверхности океана. С помощью инструментов этого модуля за считанные секунды формируются сцены, над которыми раньше приходилось трудиться на протяжении долгих часов. Например, можно сделать движущиеся по небу облака, качающийся на волнах парусник и т.д.

«Изюминкой» Майи является модуль Paint Effects, не имеющий аналогов в других 3D-программах. Никто не будет оспаривать тот факт, что одной из самых трудных задач, стоящих перед 3D-художником, является создание любых органических объектов (волосы, пища, растения) и их анимация. До появления этого модуля в Майе для решения каждой из подобных задач писались специальные программы. Главным инструментом Paint Effects (равно как и модуля Artisan) является brush (кисточка). С помощью мыши в сцене можно создавать разнообразные 2D- и 3D-объекты, снабженные текстурой. Такая кисточка оставляет за собой след в виде кривой. В процессе визуализации вдоль этой кривой будут возникать трехмерные объекты, например, волосы или цветы. Заметим, что волосы можно создать, не только используя модуль Paint Effeсts, но и с помощью Maya Fur — модуля для имитации шерсти и меха.

Все составляющие пакета Alias|Wavefront Maya делают его совершенным. При создании большей части спецэффектов, которые можно увидеть в кино, использовалась эта программа. С каждым днем Maya становится все более и более популярной, и политика компании Alias|Wavefront тоже способствует этому. Чего стоит только резкое снижение цен на пакет этим летом!

Никогда не следует останавливаться на достигнутом. Совершенствовать свои навыки в 3D-дизайне (да и вообще, в каком-либо деле) можно на протяжении всей жизни. По крайней мере, так поступают те, кто желает добиться значительных результатов.

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © www.sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov