CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2002 ГОД

Прямой Х и открытый GL

Роман aka Archivarius САВЧУК

Судя по обилию материалов по компьютерной графике, регулярно появляющихся в МК, эта тема по популярности едва ли уступает Visual Basic'у и славным «ушным» историям. О том же свидетельствуют и несколько опубликованых в колонке Трурля писем. Народ жаждет знаний! А где добыть их? Конечно, в любимой газете! А еще — в Великой Всевмещающей Вязи. Потому и взял я на себя труд нелегкий описать сколь возможно все, что сам знаю относительно дела графики, на компе рисуемой. А что у нас, господа, в красном углу оного дела? Конечно, два отраслевых стандарта — DirectX и OpenGL! И для начала мы поговорим о тех местах, где заинтересованные личности могут обнаружить залежы дармовой, по-возможности, информации. Начнем мы с OpenGL как признаного общеотраслевого стандарта графических систем, каковым он является не только в области всеми нами горячо любимых компьютерных игр, но и в разработке «серьезных» графических приложений.

http://www.sgi.com — сайт самого производителя великой библиотеки. Тут проводится лицензирование, предоставляется описание графических функций, типов данных, OpenGL 1.2, описываются приложения. На сайте столь солидного западного разработчика ПО впору заблудиться, а уж найти тут можно столько всего, что впору писать путеводитель только по этому одному сайту. Потому всего пару слов. Тут же присутствует несколько технологизированнй и по-школьному сухой, но очень подробный FAQ в стиле Майкрософтовского MSDN. http://www.sgi.com.products/storage — особенно полезная страница для начинающего программиста, тут он найдет не только гиды, специальные Reference Manuals и описание графического АРI в нескольких вариантах, но и руководство по портированию програм, созданных под OpenGL, на различные платформы, технические публикации различной тематики и описание многочисленных расширений этой славной библиотеки. Присутствует описание периферии, рабочих станций, различного софта «под GL», а также серверов и систем визуализации. Кроме того, есть описание новейших перестроек и улучшений, внесенных в библиотеку (в разделе Remanufactured).

http://opengl.rdc.ru — сайт посвящен трехмерной графике вообще, анимации и в особенности OpenGL. Вопреки интригующим заголовкам —Ликбез-3D, Супер-ликбез, 3D-игры, Вредные советы, Технология, — ближайшее ознакомление с им соответствующим контентом несколько разочаровывает: материалов на самом деле немного, причем по большей части они давние. Причина раскрывается из пламенного воззвания на странице новостей: «Внимание! Мы ищем таланты! Если вы чувствуете силы и желание заниматься поддержкой этого сайта, если вы увлеченный маньяк и ценитель 3D-графики, обязательно пишите, вы нужны проекту!»

http://www.opengl.org.ru — стараниями своего главного «промоутера» Игоря Тарасова, один из лучших сайтов, посвященных этой тематике, в русскоязычной сети. Во-первых, это место обитания оригинальной и очень полезной книги автора сайта И. Тарасова «Основы OpenGL» — книгу можно скачать всю сразу и читать в оффлайне, а можно осваивать постранично с сайта. Не так давно книга вышла в бумажном варианте, но смехотворным тиражом в 5 тыс. экземпляров. Так что нам с вами все-таки лучше довольствоваться электронной версией.

Кроме того, на сайте выложен классический OpenGL Programmer's Guide Book, обещаются также исходные коды программ (пока что выложена лишь игра Snark) и, что намного важнее, можно ознакомиться с документацией и загрузить полезные библиотеки типа glaux.h. Последнее, впрочем, не столь важно, ведь большинство этих дополнительных библиотек-расширений давно стали частью популярных пакетов программирования — тот же glaux.h входит в дистрибутив Borland C++ Builder 5.5). Намного важнее в данном случае форум проекта, на котором выступают достаточно серьезные разработчики софта, как самодеятельные (что отнюдь не является залогом некачественности их продуктов), так и профессиональные. Там можно получить профессиональную помощь интересных и знающих людей. Сейчас, например, там можно пообщаться с разработчиками библиотеки GL4Java — как вы поняли из названия, адаптации любимой библиотеки под столь же любимый язык Java. В целом же сайт, хоть и полезен, но, как и предыдущий, довольно беден в отношении ресурсов и информации.

Чего не скажешь о http://www.codenet.ru — очень серьезный программерский сайт, традиционно для сайтов подобного рода переполненный всем, чем угодно. В частности, в отдельную тематическую рубрику выделен OpenGL. Тут на выбор ряд статей, описывающих как отдельные функции и особенности работы с OpenGL, так и статьи на тему компьютерной графики и анимации — посвященные текстурированию, освещению, быстрой работе с графикой в Windows и даже воксельной технологии. Тут же рядышком лежат материалы по алгоритму Брезенхема, заливке замкнутой области, быстром выводе треугольника и т.п. Подобные материалы достаточно «классичны» для ориентированных на тематику компьютерной графики сайтов и встречаются практически везде. Более того, как показывает мой личный опыт, в большинстве случаев оказывается, что это одни и те же тексты, так что найти в Сети, по крайней мере русскоязычной, хотя бы два разных материала на одну тему, например, по алгоритму Брезенхема, практически невозможно.

Выход из этого порочного круга может быть найден по адресу http://rsusu1.rnd.runnet.ru/linkfiles/opengl-links.html#tutorial. Тут можно найти практически все, что так или иначе представлено на всех «мелкопоместных» сайтах, имеющих отношение к OpenGL. Охвачены все мыслимые темы, вплоть до отношений любимой библиотеки с не самым сейчас популярным языком Fortran. Есть, что особенно приятно, многочисленные ссылки на свободное програмное обеспечение, связанное с OpenGL, многочисленные ссылки на ресурсы, освещающие специфику взаимодействия библиотеки со всеми главнейшими операционными системами, есть раздел ссылок на ресурсы, специализирующиеся на разработке игр под OpenGL. В общем, все чего душа желает — и пусть никто не уйдет обиженным.

Все вышеописанные ресурсы, кроме последнего (по сути справочного), по большей части ориентированы на тех, кто работает с вечным и неискоренимым С\С++. Однако не одним «приплюснутым плюсом» жив программист! И об этом свидетельствует многообилие сайтов, посвященных разработке графических программ на иных языках. Этой теме мне хочется посвятить отдельный подробный очерк (а может, кто-нибудь, кто поумней меня, подключится — тема-то интересна!) Итак, о том, что приглянулось лично мне.

http://delphigfx.mastak.ru — чудо-ресурс, подвигнувший меня на изучение Pascal'я и установку среды Delphi на своей машине. Посвящен он графике в среде Delphi вообще и OpenGL с DirectX в частности. Масса прозрачного, хорошо написанного, доступного и прокоментированного материала радует душу и знатока, и начинающего. Тут есть и игры с исходниками (жаль, в основном тетрисоподобные), и многочисленные иллюстрации с примерами на тему «как это было сделано», и документация.

Вообще, об этом ресурсе стоит рассказывать отдельно, но всем, кто имеет дело одновременно с Delphi и OpenGL, он, несомненно, рекомендован. Главное его достоинство — это обилие прекрасно подготовленных статей, подробно объясняющих всевозможные аспекты разработки. Среди них есть простые, вроде «Что такое OpenGL», но есть и более специализированные, проблемные: «Изометрия — 2.5-мерное пространство», «Экспорт анимированных 3D-персонажей из 3D STUDIO MAX для Delphi и OpenGL» (редкостный, замечательно подготовленный и очень нужный материал), «OpenGL — что дальше?» — более глубокий анализ архитектуры и принципов работы библиотеки, который пригодится более «продвинутым» программистам. В общем, Delphi — прекрасная среда для разработки сложных современных графических приложений, если кто не знал :-).

А вот для линуксоидов, в среде которых OpenGL не только прижился, но и чувствует себя гораздо лучше, чем в «Окнах», есть замечательная ссылочка, хоть и старая, но интересная —http://psylab.unn.ac.ru/LinuxSite/LINUX_JURNAL/January1998/article2.html. По этому адресу лежит одна из глав замечательной книги Мигеля Анхела Сепульведы «Что есть OpenGL». Другие главы из нее лежат там же, вместе с иными материалами, прямо касающимися работы нашей любимой библиотеки под эту ОС. Именно материалы этой книги, скажу вам по секрету, легли в основу многих публикаций на других сайтах.

Так что припадайте к первоисточникам, господа! Жаль только, первоисточник написан хоть и на превосходном, но все-таки английском языке. Ну что ж, это хороший повод наверстать упущенное на школьных и университетских занятиях по иностранному языку. Замечу еще, что написанное Мигелем Сипульведой больше касается OpenGL, чем Linux, а потому будет интересно и представителям других платформ.

И наконец, венчает наш парад один из лучших ресурсов посвященных, программированию графики —Ромка Graphics (http://romka.demonews.com).

Сей проект особенно злободневен для читателей МК в связи с объявленным недавно конкурсом на лучшее демо. Так вот, «Ромка Graphics» посвящен именно демомейкерству, и хотя представленные там демо созданны в основном с использованием OpenGL и DirectX, но есть и чудесные демки, выполненные в ассемблере и просто с использованием GDI-функций среды Windows. Естественно, обязательное условие размещения демки на сайте — открытие исходного кода, поэтому все желающие «подемомейкерствовать» со стороны смогут получить бесценный опыт на дармовщинку. Кроме того, данный сайт, наверное, один из самых богатых по количеству представленной на нем всемозможной литературы и статей, касающихся всех возможных аспектов компьютерной графики, начиная с серьезных книг по разработке игр и графическому дизайну и заканчивая короткими информационно насыщенными статьями об обсчете матриц трехмерных преобразований или созданию изометрической картинки (как в «Дьябло»). Сие, друзья мои, есть перл многоценный, и беда тому, кто упустит его!

На сегодня, пожалуй, все. Конечно, это даже не обзор — так, прогулочка по злачным местам. Впрочем, надеюсь, что это не последняя наша совместная прогулка...

(Продолжение следует)

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov