CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2002 ГОД

Web-каллиграфия

Марина ДВОРАКОВСКАЯ

По почерку человека можно сказать очень многое. Аккуратные, ровные буквы свидетельствуют о педантичности, размашистый почерк выдает компанейского парня. Каллиграфии во все времена и у всех народов уделялось большое внимание — стоит вспомнить лишь о летописцах Руси или китайских каллиграфах, искусство которых переходило от поколения к поколению. В наш компьютерный век дети сначала запоминают расположение букв на клавиатуре, а уж потом учатся держать ручку :-). Однако, это совсем не означает, что искусство письма кануло в лету. Теперь в роли каллиграфов выступают дизайнеры, придумывающие все новые и новые варианты букв и символов.

Начинающие веб-дизайнеры как правило не уделяют достаточно внимания шрифтам, считая их такой себе мелочью. По своему опыту могу сказать, что это совсем не так. Когда заходишь на заглавную страничку и ничего не видишь, кроме надписи «Домашняя страничка Васи» и двух кнопок «Rus» и «Eng», по одному только шрифту можно сделать вывод о содержании сайта и характере его владельца. Если упомянутый Вася может себе позволить шрифт в виде пляшущих букв, значит, он весельчак, и сайт у него соответствующий. Но такой шрифт никогда не появится на сайте администрации президента или серьезной газеты.

Обзор начнем с ресурсов, посвященных истории письма и шрифта. На сайте, именующем себя «Нора белого мыша», вы найдете большой раздел, посвященный истории шрифта (http://www.whitemouse.ru/font). Правда, тут ни слова не сказано о восточной письменности, но зато много материала о латинском и кириллическом шрифте, от самых истоков до современности. Рассмотрены все самые известные работы об искусстве шрифта, художники разных эпох, создававшие оригинальные письмена. Конечно же, есть иллюстрации. Не обойдено вниманием и наше время, отмеченное, по словам автора, сменой понятий — словосочетание «искусство шрифта» приходится заменять на «компьютерные шрифты».

В «Норе белого мыша», к сожалению, совсем нет материалов о восточной письменности. А между тем каллиграфическая традиция Китая — одна из самых стойких в мире. До сих пор в Китае и Японии сохранились мастера-каллиграфы, передающие свои знания только избранным. Кстати, несмотря на то, что в основе искусства каллиграфии — подражание канону, у каждого мастера свой почерк, который нельзя спутать ни с чьим другим. Материалы по китайской каллиграфии можно прочитать, например, на страничке http://www.ahs-soft.narod.ru/chinese1.htm. А если интересен японский язык, его возникновение, структура, каллиграфия, тогда заходите на «Айкидо и путь самурая» (http://nihongo.aikidoka.ru/begin).

Но вернемся в Европу. Более подробно о русской письменности можно почитать на сайте «Русское письмо» (http://character.webzone.ru) (Рис. 1). К сожалению, информация, собранная на странице, не обновлялась уже около двух лет, но если вы тут еще никогда не были, думаю, ресурс будет интересен — история не стареет :-). Генеалогия развития письма, сравнительная таблица кириллицы и глаголицы, снимки с рукописей, буквицы, вензеля, историко-культурная таблица развития языка — вот далеко не полный список материалов сайта. А что касается собственно шрифтов, тут собрано много их образцов. Также есть сведения о создателях самых известных гарнитур шрифта Советского Союза, шрифтовые композиции и стилизации. Кроме того, у каждого посетителя сайта есть возможность расшифровать дохристианские надписи и знаки, смысл которых пока что Рис. 1остается тайной.

К сожалению, отсутствие обновлений — «болезнь» очень многих хороших сайтов по шрифтовой тематике. Взять, например, «Типоманию» (http://typo.mania.ru) (Рис. 2). Тут можно найти словарь терминов, относящимся к дизайну и истории шрифта, типографике и палеографии. К сожалению, поиск, который автор обещал сделать, так и не заработал (и, учитывая то, что последнее обновление относится к 1999-му году, вряд ли когда-нибудь заработает ).

Следующий раздел сайта, носящий лаконичное название «Шрифты», повествует об известных гарнитурах, их особенностях и «характере», авторах и истории возникновения. Тут есть подробные статьи о шрифтах, а также и их создателях, имена которых неизвестны широким массам.

Если предыдущие разделы сайта посвящены истории и теории шрифта, то «Типография» знакомит посетителей с практикой. В этом разделе вы найдете несколько Рис. 2статей автора, посвященных применению шрифтов.

Вот так незаметно мы перешли от сайтов историко-теоретических к практическим. Один из крупнейших ресурсов Рунета по нашей теме —«Веди» (Рис. 3) (http://vedi.d-s.ru). Этот проект создан с целью популяризации кириллических шрифтов и их авторов. Понятное дело, главным образом здесь уделено внимание именно шрифтам. Тут есть большая коллекция бесплатных шрифтов, пополнить которую может любой желающий. Шрифты расположены в алфавитном порядке, каждый снабжен подробным описанием. Для постоянных посетителей сайта создана страничка последних поступлений. Почти все шрифты бесплатны, так что скачать их может любой желающий.

Раздел сайта со скромным названием «Статьи, обзоры» поразил меня количеством информации. Начну с того, что тут выложен полностью Издательско-полиграфический энциклопедический словарь, содержащий 1576 термина. Перечисление всех остальных материалов раздела заняло бы не одну тысячу знаков, поэтому ограничусь утверждением, что не найти тут любой справочной информации о шрифтах просто невозможно. Навыки создания шрифтов в разных программах, итоги конкурсов и конференций по данной тематике, законодательство в области авторского права и смежных прав, технические правила набора и верстки, ГОСТы, ОСТы и прочие стандарты, исторические очерки о книге и топографии и многое-многое другое…

Еще один раздел сайта, о котором нельзя не упомянуть —«Программы». Тут вы можете прочитать о самых лучших редакторах, вьюверах шрифтов, различных утилитах и пр. Правда, скачать эти программы с сайта нельзя, но разобраться, «who is who», вполне Рис. 3можно.

Наверняка всех дизайнеров и верстальщиков заинтересует раздел FAQ. Часто задаваемые вопросы и ответы рассортированы по нескольким разделам для более быстрого поиска. Кроме того, обновления раздела вынесены на видное место.

Еще один обширный ресурс —ParaType (http://www.paratype.com) (Рис. 4). Он создан и поддерживается одноименной компанией, занимающейся разработкой оригинальных и проектированием кириллических версий лучших латинских шрифтов.

Сегодня шрифтовая библиотека фирмы ParaType является крупнейшей в мире коллекцией не только кириллических шрифтов, но и шрифтов большинства европейских языков. Под крышей сайта есть место и для огромной коллекции шрифтов, дающих возможность набирать и печатать тексты более чем на 100 языках, и для бесплатных и условно-бесплатных программ, и для полезной информации по шрифтам и типографике. Сайт имеет не только русскую, но и на английскую версию, что уже свидетельствует о его солидности. Из всех разделов сайта я бы порекомендовала посетить «Магазин». Несмотря на то, что основным его назначением является торговля шрифтами, тут есть и секция, откуда можно скачать бесплатные программы и шрифты. Среди других разделов сайта хотелось бы отметить «Журнал», где помещено несколько номеров электронного журнала Де(-)Фис, посвященного шрифту, типографике и графическому дизайну, а также «Программы», где вы найдете описания самых удачных программ для работы со шрифтами.

Ресурс Theinkpot (http://theinkpot.narod.ru) принадлежит студии с одноименным названием. Он посвящен шрифтам и визуальному искусству. Тут размещено довольно много информации, однако в целом сайт кажется каким-то сумбурным, найти здесь что-либо трудно. То тут, то там мозолит глаза дребезжащий текст, из ничего появляются ссылки… Впрочем, кое-что мне все же обнаружить удалось. Во-первых, под неприглядным титлом «Ссылки» скрывается огромное количество информации о типографике в Сети: ссылки на англоязычные статьи, учебники и пособия, исторические обзоры, бесплатные шрифты. Такую обширную коллекцию ссылок можно встретить нечасто. Что касается информации, помещенной на самом сайте, тут есть несколько интересных статей о возникновении шрифтов, их типологии, о пишущих машинках и креативах голландских дизайнеров. Короче говоря, много разного на любой вкус. Но, к Рис. 4сожалению, некоторые ссылки нерабочие.

По адресу http://webcenter.ru/~kazarn/fontsmain.htmрасполагается страничка о шрифтах и кодировках. Тут много справочной информации о шрифтах True Type, юникодовых приложениях, конвертерах кодировки шрифта и о многом другом. Несравненным преимуществом этого небольшого ресурса является то, что он часто обновляется.

Много интересной информации по нашей теме содержится в «Мастерской» художника Олега Беседина (http://irnet.ru/besed/masters/masters.htm). Здесь он собрал различные редкие шрифты, материалы по теории шрифтового искусства, советы по работе с ними. Например, есть статья одного из основоположников русского графического искусства, академика Владимира Фаворского.

По длинному адресу http://linux-ve.chat.ru/kos/font-HOWTO-ru/Font-HOWTO.html#toc3лежит целая книга о шрифтах в Linux. Это перевод с английского книги, которая, по словам самого автора, призвана восполнить пробел в документации о шрифтах.

А вот ссылки на некоторые интересные статьи, которые могут оказаться полезными начинающим: «Справочник по работе со шрифтами» (http://webmaster.yartop.ru/desing/web/webd3/webd3.html), «Анатомия текста» (http://www.people.nnov.ru/gvidanto/design/fonta.html), «Акценты в шрифтовых композициях» (http://www.mrdesign.krasline.ru/articles/art15.shtml), «Техника коллажа. Работа со шрифтами» (http://www.mrdesign.krasline.ru/articles/art42.shtml).

Теперь несколько слов о сайтах-коллекциях шрифтов. Одна из крупнейших таких коллекций Рунета —«Компьютерные шрифты» (http://fonts.gets.ru), раздел «Компьютерного портала» (http://www.gets.ru). К сожалению, на момент написания статьи сайт находился на реконструкции (Рис. 5), так что исследуйте его сами. Скажу только, что он очень удобно организован, в частности, можно искать шрифты по Рис. 5популярности, новизне и т.д.

Сайт «Шрифтомания» (http://fontmania.narod.ru), несмотря на свое многообещающее название, представляет собой исключительно коллекцию различных шрифтов. Все шрифты разделены на обычные и «картинки», есть даже специальный раздел «Ужасы», где собраны различные «демонические» шрифты. В небольшом разделе «Шрифтовые проги» помещено несколько программок для редактирования и просматривания шрифтов. К сожалению, больше на сайте я ничего не обнаружила, но если вы просто ищете шрифты для коллекции, может, чего и найдете.

Вытягивая из Интернета шрифт за шрифтом, помните: все хорошо в меру. Так, если на вашем компьютере будет установлено гигантское количество шрифтов, скорость работы системы резко упадет. А отсылая своему другу письмо, написанное нестандартным шрифтом, не забудьте этот шрифт приаттачить к посланию, иначе друг не сможет оценить вашей оригинальности .

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov