CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2002 ГОД

FAQ по e-commerce

Владимир САМПЛАВСКИЙ, Андрей СОЛОДОВНИК samplavsky@alfacom.net sandy913@ukr.net

В Интернете существует огромное количество материала по проблеме e-commerce, рассматривающего различные аспекты построения и функционирования данных систем. В нашей статье мы попытаемся несколько систематизировать этот поток информации, а также остановимся на некоторых тонкостях взаимодействия с подобными системами на примере электронного магазина (e-shop).

Что такое e-commerce?

Тема электронной коммерции (e-commerce) уже давно заняла достойное место среди «горячих» проблем ИТ. Огромные корпорации тратят безумные деньги на разработку и внедрение систем электронной коммерции различного целевого назначения. И это неспроста. По аналитическим расчетам, которые сегодня уже подкрепляются статистическими данными, подобные системы позволяют существенно повысить эффективность практически любого бизнеса за счет сокращения рабочего персонала, взаимодействующего с клиентами, умножения оборота фирмы путем увеличения скорости обслуживания отдельных заказов, расширения рекламной деятельности и т. д.

Вначале попытаемся разобраться, что же все-таки подразумевается под понятием «e-commerce». Принято считать, что система электронной коммерции — это система, позволяющая продавать товары и услуги электронным способом. На самом деле такая формулировка определяет только часть данного явления. Вообще говоря, системы электронной коммерции предназначены не только для выполнения операций купли/продажи, но и активизации процессов стимулирования спроса на продукцию и услуги, для автоматизации административных функций, связанных с продажами и обработкой заказов, а также с усовершенствованием обмена информацией между партнерами. Это значит, что если попытаться каким-либо образом классифицировать подобные системы, то можно выделить следующие их разновидности: электронный магазин, электронный каталог-справочник, электронный аукцион, электронный торговый центр, виртуальное сообщество, виртуальный центр разработки и т.д.

Классификация систем e-commerce

Рассмотрим подробнее те виды электронной коммерции, которые используются исключительно (или в большинстве случаев) в интернет-технологиях.

Электронный магазин (e-shop) — это всегда интернет-магазин, т.е. специализированный web-сайт, принадлежащий фирме-производителю или торговой фирме и предназначенный для продвижения товаров на рынок, увеличения объема продаж, привлечения новых покупателей. Обычно на таких ресурсах имеется возможность выбирать товары, оформлять заказы, а иногда производить оплату через Интернет. Как правило, существует также возможность в режиме онлайн оформить документы для проведения оплаты обычным образом и отследить доставку.

Электронный справочник-каталог (e-procurement) — специализированный web-сайт для проведения тендеров среди поставщиков. Как правило, он реализуется в виде каталога-справочника, с помощью которого клиент может выбирать поставщиков товаров для дальнейших переговоров. Отбор производится, исходя из характеристик товаров, цен, условий поставки, номенклатуры, либо каких-то специфических условий. Применяется компаниями для улучшения условий участия в тендерах, для продвижения своей торговой марки и снижения издержек по маркетингу.

Электронный аукцион (e-auction). В этом случае не всегда используются интернет-технологии, хотя примеры успешно действующих подобных web-сайтов можно найти, например http://www.ebay.com. Электронный аукцион в точности отображает процедуру торгов по лотам на обычном аукционе. Провайдер подобной системы зарабатывает на процентах от транзакций, а также на поставке программного обеспечения для участия в торгах.

Электронный торговый центр (e-mall) — web-сайт, включающий несколько электронных магазинов и каталогов, объединенных общим местом расположения (зачастую под широко известной маркой) и совместно использующих ряд дополнительных функций, например, систему проведения защищенных платежных транзакций. Важную роль играет провайдер e-mail, обеспечивающий его работу. Он выполняет роль оператора системы и зарабатывает на продаже программного обеспечения, сдаче в аренду своих программно-технических мощностей и обычно не участвует в бизнесе обслуживаемых магазинов.

Открытие магазина в широко известном торговом интернет-центре сулит продавцу широкий круг потенциальных покупателей и снижение издержек. Кроме того, расположение нового e-shop под уже широко известной маркой обеспечивает доверие покупателей к новому виртуальному торговцу и повышает готовность не только войти и посмотреть, но и произвести покупку. Покупателю предоставляется удобный и быстрый доступ к группе магазинов, где он может использовать один и тот же механизм регистрации и оплаты.

Остальные модели электронной коммерции в большей степени связаны с интенсификацией обмена информацией и процессами совместного производства.

Давайте поговорим о наиболее используемом виде электронной коммерции — интернет-магазине, а также определим основные правила осуществления виртуальных покупок.

Реальный и виртуальный магазин

Представляя процесс продажи товаров в обычном магазине, можно ощутить, какие усилия необходимо затратить разработчику e-shop для того, чтобы максимально точно смоделировать обычные условия проведения торговых операций. Поэтому покупатель должен быть готов к некоторым издержкам, возникающим в связи этой адаптацией.

Давайте рассмотрим действия клиента во время приобретения товара в обычном магазине, а потом перенесем этот процесс на e-shop.

Очевидно, что перед тем, как идти в магазин, должна возникнуть потребность в том или ином товаре. Затем следует стадия поиска торговой точки, которая занимается продажей соответствующей продукции. В ряде случаев потребность у клиента возникает случайно, в результате, например, рекламной компании: «Зайди сюда и получи приз!», «Сегодня у нас сезонные скидки» или яркой витрины.

Допустим, магазин определен и покупатель находится перед входом. Из беглого осмотра внешнего вида помещения, в котором находится магазин, должно становиться понятно, что можно в нем купить, его режим работы, на какую категорию покупателей он рассчитан, какие системы оплаты возможны и т.д. После этого нехитрого анализа покупатель должен принять решение, стоит ли ему заходить вовнутрь, и если да, то без особых усилий найти входную дверь (как это ни парадоксально, нередки ситуации, когда вывеска магазина находится в одном месте, а вход — с другой стороны здания).

Допустим, первый шаг сделан, и мы уже в помещении. Если речь идет о супермаркете, который реализует несколько групп товаров, то необходимо уделить значительное внимание вопросу, где какой отдел магазина находится? Ответ на данный вопрос должна дать правильно организованная система навигации.

На следующем этапе покупатель осматривает витрину и знакомится с ассортиментом предлагаемого товара. В зависимости от покупки изменяется перечень ее характеристик, которые изучает клиент перед принятием решения о приобретении так необходимой для него вещи или услуге. Это говорит о том, что отличаются и способы демонстрации товара.

Вот, наконец-то, товар выбран и теперь наступает самый неприятный момент — покупателю придется расстаться с некоторой суммой денег. В зависимости от способа оплаты клиенту предлагается несколько вариантов последовательности следующих действий: подойти к кассе и рассчитаться наличными или кредитной карточкой; пойти в офис, выписать счет и т.д.

После получения соответствующих документов, подтверждающих оплату, перед покупателем возникает следующий вопрос, каким образом покупку доставить домой? Хорошо, когда речь идет о пакете сока. А если это диван, стол, телевизор? Вступает в работу механизм доставки товаров. Дальнейшее удовольствие от приобретения полностью зависит от наличия подобной услуги в магазине.

Давайте попытаемся перенести действия покупателя реального магазина на виртуальный e-shop.

Прежде всего разберемся, каким образом мы можем оказаться у входа в e-shop. В Интернете чудес не бывает: либо ссылка на сайт электронного магазина должна находится на посещаемом всеми портале, либо необходима раскрутка данного проекта с активным использованием всех возможных рекламных средств, в том числе и СМИ. Поэтому e-shop можно поискать с помощью поисковых машин, баннерной рекламы и т.д.

И вот мы стоим у входа в магазин. С первого взгляда это обычная интернет страница. На сомом же деле, web-дизайнер магазина постарался как можно полнее раскрыть содержание данной торговой точки, способы взаимодействия с ней и т.д. Поэтому перед тем, как войти вовнутрь, стоит потратить какое-то время на знакомство с этой полезной информацией, а также изучить правила ведения покупок в e-shop.

Внутри магазина ориентироваться достаточно просто. Необходимо внимательно изучить систему навигации, разобраться, как осуществить поиск товара. На самом деле существует несколько вариантов эффективного размещения продукции в электронном магазине: иерархический список (часто выполняется в виде древовидной структуры), каталог товаров и система тематических ссылок. Если название продукции хорошо известно, то лучше воспользоваться поиском. С помощью системы каталогов и графических изображений можно найти товар по тематическому признаку. Обычно в электронных магазинах представлена достаточно подробная информация о продаваемой продукции или услуге. Таким образом несколько компенсируется отсутствие обычного продавца-консультанта, а также возможности подержать товар в руках, оценить его потребительские качества и т.д.

Предположим, что товар найден. Следующее действие: необходимо положить его в виртуальную корзину. Для этого в электронном магазине предусмотрены соответствующие пиктограммы, часто в виде знака «+». Корзины бывают открытые (ее содержимое всегда можно увидеть на экране) или закрытые (для доступа к корзине необходимо нажать соответствующую ссылку или кнопку). Обычно содержимое корзины можно легко отредактировать путем добавления/удаления позиций, изменения их количества.

После выбора всего необходимого товара следует оформить заказ. Для этого очень важно оставить корректную информацию: Ф.И.О., адрес, по которому необходимо доставить товар, контактный телефон, способ доставки и оплаты. Часто владелец магазина требует, чтобы оформленный заказ был подтвержден по телефону, поэтому номер заказа необходимо запомнить или записать. Если планируется частое посещение данного магазина, целесообразно выполнить процедуру регистрации.

Во время доставки товара курьером покупателю предоставляются документы, подтверждающие покупку, гарантийные талоны и т.д.

Как видно из нашего анализа, покупка в e-shop не представляет особого труда и не отнимает много времени. Зато подумайте, как вам будет приятно получить необходимую вещь буквально через несколько часов после оформления заказа.

Несмотря на все преимущества e-shop, все-таки остается много вопросов по поводу конфиденциальности переданной в Интернет информации, безопасности электронных платежей, качества приобретенного товара и т.д. Но это уже тема другой статьи.

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov