CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2002 ГОД

ATI новый чемпион!

Владимир СИРОТА vovsir@yandex.ru

Итак, дорогие друзья, недавно компания ATI выпустила в свет свое новое детище —Radeon 9700. Давайте же посмотрим, что он из себя представляет.

Явление ATI народу

Несомненно, появление на рынке видеокарт такого решения как Radeon 9700 произвело фурор. В кои то веки компании ATI удалось, наконец, опередить напористую NVIDIA и представить пользователям продукт, намного превосходящий по уровню производительности всех своих ближайших конкурентов. Причем демонстрируемое преимущество выглядит весьма и весьма впечатляюще. Ну а, кроме того, в новом видеочипе ATI заявлена поддержка DirectX9. Впрочем, этот API еще официально в свет не вышел, а потому делать окончательные выводы о том, будет ли Radeon 9700 его полноценно поддерживать, думаю, преждевременно. Лишь официальный выход DirectX9 расставит все точки над и.

Пожалуй, единственным фактором, омрачающим праздник рождения Radeon 9700, помимо проблем с AGP8x :-), является стоимость видеокарт на основе этого чипа. Впрочем, это традиционная проблема новинок видеокартоиндустрии.

Рожденный «летать»

Что же представляют собою чип Radeon 9700 (он же R300) и видеокарты на его основе?

На сегодняшний день вниманию публики представлены видеокарты с R300 следующих типов:

Radeon 9700 Pro: 325-МГц видеочип, 128-Мб 620-МГц DDR-память;

Radeon 9700: 300-МГц видеочип, 128-Мб 600-МГц DDR-память.

Вскоре мы, возможно, увидим и удешевленное решение на базе урезанного 9700-го ядра —Radeon 9500, который, по сравнению с «предком», будет отличатся вдвое меньшим (4) количеством пиксельных конвейеров и, возможно, урезанной до 128 бит шиной памяти.

Что касается непосредственно самого чипа Radeon 9700 (рис. 1), то он производится по старой, то есть уже хорошо освоенной производителем технологии 0.15 микрон, и насчитывает 107 миллионов транзисторов. Тактовые частоты микросхемы варьируются в Рис. 1зависимости от модели видеокарт, как уже отмечалось выше, от 300 до 325 МГц.

Высокую производительность Radeon 9700 обеспечивают восемь независимых пиксельных конвейеров, имеющих по одному текстурному блоку. А вот это а-я-яй, ибо еще у GeForce 2 GTS их было уже по два на конвейер, у «оригинального» Radeon вообще три, у Radeon 8500 — два. Сия экономия чревата некоторыми последствиями, например ощутимым снижением быстродействия при билинейной фильтрации, обработке пиксельных шейдеров, мультитекстурировании и т. п., впрочем, применяя некоторые программные ухищрения, этот недостаток вроде бы удается нивелировать. Итого, у Radeon 9700 в наличии восемь текстурных блоков, вроде как обеспечивающих даже трилинейную фильтрацию без ощутимой потери скорости, а также способных комбинировать анизотропную фильтрацию с трилинейной (в более ранних продуктах ATI, не будем показывать пальцами :-), имелись проблемы при сочетании трилинейной и анизотропной фильтраций). Среди других особенностей работы чипа можно выделить ранний Z-тест (глубины точки), благодаря чему пиксельный шейдер выполняется только для видимых пикселей.

Одна из интересных особенностей Radeon 9700 — применение технологии видеошейдеров (VideoShader). Ее суть заключается в использовании вычислительных возможностей пиксельных конвейеров для выполнения задач по кодированию и декодированию MPEG-видеопотоков, преобразованию цветовых пространств, изменению обычного для ТВ режима чередования строк при синхронизации четных и нечетных кадров на привычный компьютерщикам non-interlaced (режим без чередования строк), других задач обработки видео.

Не минули усовершенствования и блок вертексных конвейеров. При обработке вершинных шейдеров новый чип позволяет управлять потоком команд, то есть стали доступны подпрограммы, циклы, условные и безусловные переходы при работе программ-шейдеров.

Что касается применяемых методик сглаживания изображения, то здесь не отмечено каких-либо существенных усовершенствований — применяется старый хорошо знакомый SmoothVision 2х, 4х и . Однако, хотя подход к формированию псевдослучайных масок при сглаживании остался тем же, при их выборе используется метод MSAA (MultiSampling Anti Aliasing — мультисемплинг, или антиалайсинг (сглаживание) по многим образцам). Что должно положительно отразится на скорости обработки сцен, хотя и за счет некоторых потерь (более размытые текстуры) по сравнению с использовавшимся в Radeon 8500 методом SSAA (суперсемплинга).

Отличительной особенностью нового продукта ATI стало применение 256-битной шины для работы с DDR-памятью (используется четырехканальный (четыре 64-битных канала) контроллер памяти). В сочетании с применяемой технологией экономии пропускной полосы памяти HyperZ III (быстрой очисткой и сжатием буфера глубины на основе блоков 8х8 и иерархическим Z-буфером для ускоренного определения видимости) это вносит весомую лепту в обеспечение скоростных характеристик новейшего видеоакселератора. Максимальный объем памяти, поддерживаемый картой, составляет 256 Мб.

Естественно, новый флагман линейки ATI не мог обойтись без «модной» поддержки AGP 8x. И хотя у первых релизов Radeon 9700 были проблемы с работой в этом режиме, но их вроде как удалось решить в новой ревизии ядра.

Не лишней будет и возможность чипа по аппаратному ускорению MPEG 1 и 2, причем имеется возможность произвольно обрабатывать видеопоток с помощью пиксельных шейдеров (упомянутая технология VIDEOSHADER). Среди других, впрочем, уже привычных для видеокарт особенностей, можно выделить два независимых CRTC (можно подключить два ЭЛТ-монитора), два встроенных 10-бит 400-МГц RAMDAC с аппаратной гаммакоррекцией, встроенные ТВ-выход и TDMS-трансмиттер, дающий возможность подключать дисплеи с разрешением до 2043х1536 по цифровому DVI-интерфейсу.

Ну что ж, как видим, по совокупности характеристик Radeon 9700 на сегодняшний день представляет собой настоящий hi-end, что несколько оправдывает заламываемую сейчас за него цену :-).

Живее всех…

Но давайте рассмотрим Radeon 9700 не теоретически, а как говорится, на живом примере. Эту возможность нам дала компания «Навигатор», предоставив для тестирования видеокарту Radeon 9700 Pro производства фирмы Club3D (рис. 2). Уровень ее производительности мы с вами и оценим в тестах. Наша тестовая платформа: Pentium 4 2.53 ГГц, плата Intel 850ЕMV2 на чипсете i850Е, 512 Мб РС800 RDRAM Samsung, жесткий диск Seagate Barracuda ATA IV 40 Гб 7200 об/мин, OC Windows ХР.

Для начала два слова о драйверах к Radeon 9700. Их интерфейс отличается от того, что мы видели ранее. Настройки для работы в Direct3D и Open GL практически идентичны (рис. 3). А вот степень готовности данного софта к употреблению, видимо, пока не на самом высоком уровне. Поскольку видеокарту мне дали фактически на день, то скачать свежие драйверы с сайта ATI я не успел, пришлось пользоваться теми, что шли в комплекте поставки видеокарты. А с ними, увы, не все проходило так гладко, как хотелось бы. Вот полюбуйтесь на «Интро» в игре LargoWinch (рис. 4). Не правда ли, выглядит несколько странновато :-)? А в игрушке NeverWinter Nights не только не удалось задействовать некоторые спецэффекты, но ко всему прочему, не получилось (ни путем настроек в драйвере, ни в самой игре) добиться элементарного сглаживания изображения, которое даже на Radeon 8500 отлично работало, хотя и нанося весомый ущерб скорости смены кадров.

Рис. 2   Рис. 3   Рис. 4

Но в целом на тестовых задачах карта «отпахала» нормально, и в 3D Mark 2001SE сглаживание работало, что и дало возможность оценить его влияние на производительность.

Начнем мы, вполне естественно, с общего уровня производительности карты Radeon 9700 Pro, с установками драйвера по умолчанию. А сравним мы ее с GeForce 4 Ti 4600 от той же Club3D, также с настройками драйвера по умолчанию.

Итак, что мы видим? В низких разрешения в Direct3D (диаграмма 1) Radeon 9700 Pro опережает GeForce 4 Ti 4600 в среднем на 14%. (В «напрягающей» природной сцене Nature это преимущество составляет 50%.) С повышением разрешения отрыв в среднем увеличивается до 21%. Данные приведены, естественно, для моей тестовой платформы. Вообще же, следует особо подчеркнуть значительную процессорозависимость видеокарт Radeon 9700 Pro: если при быстром ЦПУ в очень высоких разрешениях у GeForce 4 Ti 4600 уже наступает «затык» по производительности, то Radeon 9700 только подавай еще более мощный процессор…

Отдельно хочу сказать, что Radeon 9700 Pro оказалась первой картой, на которой в 3D Mark 2001SE сцена с вертящейся каруселью, украшенной дракончиками, при 8 источниках света шла без визуально отмечаемых «тормозов».

Глядя на быстродействие видеокарт в Open GL, Quake III (диаграмма 2), мы наблюдаем практически ту же картину — если в низких разрешениях конкуренты идут практически наравне, то с ростом детализации и повышением разрешения все меняется — Radeon 9700 Pro выходит в безоговорочные лидеры, демонстрируя отрыв в 23%, то есть обеспечивая почти на четверть более высокую производительность, чем GeForce 4 Ti 4600.

Диаграмма 1   Диаграмма 2

Теперь давайте посмотрим, как влияет на скоростные показатели Radeon 9700 Pro сглаживание. Сразу отмечу, что при разрешениях выше 1024х768 антиалайсинга 2х вполне достаточно, визуально ступенчатость наклонных линий уже перестает наблюдаться. Но наша цель сугубо научная :-), а посему мы проследим, как сказываются на быстродействии карты и другие режимы сглаживания (диаграммы 3 и 4). Глядя на результаты, можем констатировать, что очень большое падение быстродействия наблюдается лишь при 6х антиалайсинге — до 37% в Direct3D и до 59% в Open GL. Конечно, это очень существенно, но вряд ли вам понадобится такое жесткое заглаживание сцен, как 6х. В более приемлемых режимах «глажки» 4х и 2х в Direct3D быстродействие снижается всего на 24% и 10% соответственно, а для Open GL эти показатели составляют 42% и 19%. Ну что ж, не думали же вы, что сглаживание будет осуществляться вообще на шару? Да, за качество приходится расплачиваться быстродействием.

Теперь оценим, как сказывается на быстродействии анизотропная фильтрация. Вы же хотите, чтобы изображение, скажем, поверхности земли выглядело естественно, а не так, словно эту поверхность долго укатывали катком? Тогда анизотропия — именно то, что нас интересует (вообще, обо всяких интересных фичах, вроде антиалайсинга и анизотропии, вам вскоре расскажет в своей статье Валера Аксак).

Итак, меряем (диаграммы 3 и 4). Не без удовольствия отмечаем, что анизотропная фильтрация обходится нашей видеокарте меньшими потерями, нежели сглаживание. Даже 16х анизотропия приводит к потере всего 9% производительности в Direct3D и 16%-ному снижению частоты кадров в Open GL. То есть анизотропия у Radeon 9700 Pro практически «бесплатна». Весьма похвально.

Диаграмма 3   Диаграмма 4

Ну что ж, завершая статью, констатируем: на рынке игровых видеокарт появился новый лидер, который в ближайшем будущем, судя по всему, никому не сдаст своих позиций. Благодаря сочетанию многих технических решений, воплощенных ATI в новом видеочипе, как-то: 256-битный доступ к DDR-памяти по 4-м независимым каналам (у GeForce 4 Ti доступ к DDR-памяти 128-битный), 8-пиксельные конвейеры, высокая частота ядра, мощный блок трансформации и освещения (T&L), новый набор функциональных возможностей — видеокарты на базе Radeon 9700 поднимают уровень производительности домашних игровых компьютеров на новую и пока не досягаемую для конкурентов высоту.

Выражаю благодарности:

компании «Навигатор» за видеокарты Club3D Radeon 9700 Pro и GeForce 4 Ti 4600;

украинскому представительству компании Intel и лично Олегу Горбачеву за плату Intel D850EMV2, процессор Pentium 4 2.53 ГГц и память Samsung PC800 RDRAM.

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov