CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2002 ГОД

Кто сказал «WAV»?

Виктор В. ПУШКАР

(Окончание, начало см. в МК № 36 (207)).
Напомним, что давным-давно, в позапрошлом номере МК, речь шла о полезных свойствах Cool Edit и Sound Forge. Теперь на очереди их немецкий коллега —WaveLab 4.00 компании Steinberg.

Главная задача программы — нарезка звуковых файлов с последующим «испечением» компакт-дисков. Плюс нелинейный монтаж с различными спецэффектами, пре- и пост-мастеринг. Минимальные системные требования — Pentium II 200, 128 Mб оперативки, рекомендуемые — Pentium III 500 MГц или AMD K7, 60 метров на диске (под установку, естественно; сами файлы займут больше). Операционная система Windows 98/ME/2000/XP. Поддерживаемая разрядность — от 8-ми бит до 32-х с плавающей точкой. Частота самплирования — до 192 кГц, главное, чтобы поддерживалась звуковушкой.

Симпатичный интерфейс в стиле техно, который скорее понравится практикующим ди-джеям, чем бывшим гитаристам или ветеранам звукозаписи. Для Имеющих Глаза тут есть мелкие настройки скина (цвета, шрифт, текстуры). Основные окна —волновая форма, аудиомонтаж, простой аудиодиск и CD-проект (диск с данными или CD-XA). Далее —секция эффектов и мастеринга. Чтобы ознакомиться с остальными, войдите в меню View > Control Bars > Window Controller и вызывайте по очереди. Если вы знаете, что такое «форточки», разберетесь. Справедливости ради заметим: интерфейс волнового редактора (даже профессионального) может быть проще, но если в звуковой студии регулярно делаются похожие операции, часть из них наверняка удобнее всего делать в WaveLab. О грустном: хелп имеется только в онлайновой версии, а без него ряд нюансов обязательно будет упущен.

Встроенные эффекты. Транспонирование, растягивание/сжатие во времени, хорус (эта «примочка» мне особо понравилась) и простой компрессор. Маловато будет. Скорее всего, разработчики расчитывают, что юзер сразу полезет в сетку и накачает себе VST-плагинов. Конечно, часть из них будет бесплатными или условно-бесплатными, но для профессиональной работы почти наверняка придется подключить дорогой пакет вроде Waves. Напоминаем адрес, где раздают плагины и подключают к хелпу: http://www.steinberg.net, откуда скорее всего прийдется перейти на http://service.steinberg.de.

WaveLab даже без дополнительных примочек стоит достаточно дорого (рекомендованная цена на сайте не сообщается, это уж как повезет с дилером). А укороченную версию WaveLab Lite или старушку 3.х можно найти разве что в комплекте со звуковой картой. Кстати, Cool Edit и Sound Forge имеют вполне функциональных «меньших братьев», соответственно 2000 и XP. Если вы зарабатываете деньги с помощью написанной другими софтины, будет вполне логично поделиться с владельцами авторских прав. Некоторые даже «винду» себе покупают, но это отдельная тема разговора, к тому же весьма скользкая для многих наших читателей…

Анализаторы и индикаторы уровня очень удобные. Есть спектрометр, быстрое преобразование Фурье, гониометр. Естественно, это все настраивается на оптимальный режим и ставится на нужное место в окне программы. В мастер-секцию подключается целых восемь эффектов. Смотрите, чтобы потянул процессор. Если вы сможете уследить за таким количеством параметров одновременно; ведь каждый эффект — это как минимум три-четыре изменяемых параметра. Секция инструментов включает «карандаш», которым можно рисовать волновые формы, и «динамик», позволяющий прослушивать фрагмент, на который наведена мышь.

A теперь собственно тест. Состоящий из всего одной операции с достаточно большим файлом, а именно — ресамплинга из 44.1 кГц в 48 кГц. Почему тестировать будем именно таким образом? Во-первых, потому что пересчет уровней при изменении частоты выборки является нелинейной операцией, требующей большой вычислительной мощности процессора, а если мы обрабатываем относительно большой файл, здесь начинает играть роль еще и скорость взаимодействия процессора с оперативной памятью, и скорость записи на винт своп-файла. Кроме того, разниться может точность алгоритма пересчета — от весьма приблизительного «що не дочуємо, те добрешемо» до очень точного и очень медленного. Автор не очень любит образующиеся при «грубом» ресамплинге высокочастотные призвуки (ну разве что они художественно применяются как Lo-Fi эффект в музыке, стилизованной под 80-е). Поэтому ресамплинг производился с максимальной точностью.

Во-вторых, эта нелинейная операция входит в набор обязательных для профессионального волнового редактора опций; если работу хоруса или ревербератора в какой-то степени можно считать делом вкуса, то ресамплинг бывает либо правильным, либо слегка глючным. Причем сами «глюки» можно и услышать, и увидеть в спектроанализаторе. В конце концов, кто мешает вам повторить этот маленький опыт с файлом другого размера и другой последовательностью операций? Маленькое замечание — при работе DirectX-плагина мы скорее протестируем производительность самого плагина, а при работе с VST и драйверами ASIO, естественно, преимущество получит софтина от Steinberg.

Конфигурация тестовой машины: процессор Athlon XP+1600, 256 Мб оперативки, жесткий диск Maxtor 40 Гб 7200 rpm, материнская плата на чипсете AMD760, профессиональная 24-битная звуковая карта. Операционная система Win98 SE, DirectX версии 8.1. Вероятно, бывают компы пошустрее, однако для решения наших задач сойдет и такой. До следующего витка «гонки вооружений»… Размер файла — 488 Мб, исходный формат — 16 бит/44.1 кГц. Просто самый большой из находившихся на винте в момент теста.

Результаты, собственно, приведены в таблице.

Пожалуй, Sound Forge в этом тесте выглядит слегка «тормозным», о достижениях Cool Edit по части скоростей лучше промолчать. Хотите, чтобы он работал быстрее? В окне эфекта есть ползунок speed-quality, т.е. «скорость-качество». Чем-то одним прийдется пожертвовать. Еще для ускорения ряда операций можно отключить Undo, чтобы было меньше обращений к жесткому диску, но тогда мы рискуем запороть исходник и в результате потерять время, Таблицакоторое так хотелось сэкономить.

Действительно ли WaveLab одержал столь убедительную победу над конкурентами? Подождите, там что-то случилось с ударными... Или мне показалось? Поэтому добро пожаловать в

Уголок Маньяка. Тест следующий, дополнительный.

Модная барабанная петля последовательно подвергается все тому же ресамплингу из 44.1 в 48 кГц и обратно. Пока не накапливается ошибка и эта петля становится сильно не похожа на саму себя. Быстрее всего звук деградирует в WaveLab; уже после первого ресамплинга возникает ощущение легкой «измены», а после четырех раз разницу заметно уверенно, и так же уверенно видно на спектроанализаторе. Самым устойчивым оказался результат Sound Forge — неуверенная заметность искажений после пятнадцати повторений операции, в спектроанализаторе выглядит практически как исходник. Cool Edit занял промежуточное положение. Т.е. по соотношению скорость-качество в лидеры вышел Sound Forge.

«К чему эти заморочки?» — спросит Имеющего Уши Имеющий Халтуры. Пожалуй, для просто халтур такие подробности будут лишними. Можем копать, а можем отложить орудие производства в сторону, пока клиент снова достанет бумажник. А для звукового дизайна или мастеринга такая информация может пригодиться. Желательно знать, где софтина отработает операцию честно, а где… Тем более, что дополнительный тест занял всего около получаса.

Выход из Уголка Маньяка

Вывод Имеющего Уши. В такой ситуации трудно определить абсолютного победителя. Революций в технологии звукозаписи не произошло, и новые навороты — естественное продолжение старых, только на новых процессорах и с другими объемами памяти. Из серии «а вот хорошо бы еще сюда добавить». Спасибо, поняли, уже добавляем. Поэтому придется определять победителя относительного, применительно к определенной категории юзеров и стоящих перед ними задач.

Cool Edit Pro зарекомендовал себя как софтина относительно медленная, но правильно и стабильно отрабатывающая спецэффекты, включая DirectX-; традиционно для Centrillium очень «снисходительная» к системным ресурсам. Кроме того, по цене самой низкой среди трех программных продуктов мы получаем и волновой редактор, и многоканальник. Плюс ряд уникальных встроеных спецэффектов — впрочем, свои фирменные фишки есть и у конкурентов.

Sound Forge остается шедевром приборного дизайна, чемпионом по универсальности и удобству применения. Набор встроенных эффектов продолжает впечатлять. Если вы занимаетесь звуковым дизайном профессионально и в ряде случаев для вас важнее качество, чем скорость работы, — вероятно, все-таки Forge 6.0…

По моей субъективной оценке звучания, отчасти подтвержденной спектроанализатором, WaveLab добавляет в саунд чуть больше «артефактов» (т.е. посторонних призвуков) по сравнению с Sound Forge и даже с Cool Edit. А если судить по быстродействию и количеству одновременно навешиваемых эффектов, в правильной звуковой машине найдется место только для WaveLab. Явный плюс — поддержка VST-плагинов, максимально корректная и без помощи софтверного «переходника».

Что важнее в каждом конкретном случае, знает только отдельно взятый конечный пользователь. Заводите демку и сравнивайте. Однако надеюсь, что мои заметки уже помогли вам на чем-то остановиться. Мы что-то еще упустили? Вероятно, волновые редакторы под MacOS X…

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov