CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2002 ГОД

Кто сказал «WAV»?

Виктор В.ПУШКАР

В нашем весьма субъективном сравнительном тесте участвовали три последних версии популярных волновых редакторов, вышедших с интервалом всего в пару месяцев. Кто больше волнует воображение звуковых дизайнеров, электронных музыкантов и звукорежиссеров? Насколько бережно разработчики сохранили любимые юзером старые фичи, насколько полезны и существенны введенные ими новшества? Поворачиваемся к колонкам, в которые Имеющий Уши подает звуковой сигнал с компа, и пытаемся заметить разницу. Предупреждаем заранее: она существенна в первую очередь для тех, кто работает со звуком профессионально, либо собирается стать профи. Либо… очень любит сам процесс.

В чьем исполнении это самое .wav звучит приятнее —WaveLab, Sound Forge или Cool Edit? Мало написать на сайте, что-де наша софтина — стандарт индустрии, и без нас вы будете жалкими ламерами, а вот сообщите нам номер кредитки, и тогда посмотрите... Желательно, чтобы у пользователя были основания этому верить. Итак, сначала — короткая информация об особенностях новых версий, а затем, собственно, сравнительный тест.

Cool Edit Pro 2.0. Syntrillium Software, http://www.syntrillium.com.

Редко радуют нас апдейтами разработчики этого заслуженного волнового редактора, практически первого для платформы ПК. Но каждый из апдейтов делается основательно. В этот раз юзерам предлагается: корректная поддержка Direct X, увеличение частоты самплирования до 192 кГц. А также максимально простой и дружественный интерфейс, подходящий для разных случаев. Предполагается, что музыку обычно играют «вживую» и записывают с наложениями. Из грув-бокса, синтезатора или самплера тоже можно экспортировать волновые файлы, а затем обработать и аккуратно смонтировать в многоканальнике.

Сохранены все старые встроенные эффекты, плюс добавлен ряд новых. Предварительное прослушивание в реальном или сильно приближенном к реальному времени существенно добавляет им полезности. Изначально программа была рассчитана на оффлайн-обработку. Вы помните, какими тормозными были персоналки лет семь-восемь назад? И только Cool Edit 1.0 мог работать на жалкой «тройке» под Win3.1 практически без глюков. Стабильность осталась его достоинством и в следующих версиях. Syntrillium Software даже отказывается называть системные требования! Единственное, что нужно — установленная Винда, начиная с 98SE и заканчивая XP. Это считается достаточным условием, чтобы софтина успешно завелась.

Максимальная разрядность записи, как и в предыдущей версии — 32 бита с плавающей точкой. Количество дорожек? Практически определяется емкостью жесткого диска. Встроенных эффектов в Cool Edit больше четырех десятков (количество можно считать по-разному) — компрессия, модуляция, фильтры, сдвиг по частоте (pitch shift), реверберация. Чтобы избежать простого перечисления, я бы назвал самые приятные.

FFT Filter — эквалайзер с очень высокой добротностью, работающий по алгоритму быстрого преобразования Фурье. Частотка рисуется мышью, усиление-ослабление — хоть 400 дБ. Если учесть, что динамический диапазон человеческого слуха 120 дБ, такого фильтра хватит самому требовательному юзеру.

Sweeping Phazer — классический эффект вращающегося динамика имени рок-группы Pink Floyd. Если вы предпочитаете современный эмбиент, эту примочку можно настроить более радикально. Если вы спрашиваете: «А что такое эмбиент?», можете смело переходить в меню компрессоров и делать свой микс погромче :-).

Doppler — леталка из уха в ухо; по-ученому — фазовое стерео. Ряд парней, получаюших слуховой опыт в основном из радиоточки, упорно называют его 3D-эффектом. Спорить с ламерами о количестве D в двухканальном стерео мне надоело еще в позапрошлом году, но эффект Допплера в исполнении Cool Edit очень советую попробовать. Диапазон расстояний — от километров до метров. Скорость — от пешеходной до сверхзвуковой.

Brainwave Synchronizer — очень хитрый модулятор с явным или тайным психоделическим воздействием (зависит от настроек). Рекомендуется применять под наблюдением врача, или хотя бы клинического психолога.

Phase Analysis — фазовый анализатор (иначе называемый «гониометр», просьба не путать с детектором лжи — наш можно применять без санкции прокурора :-)). Показывает фазовое соответствие между левым и правым каналом. Для моносигнала это будет прямая линия, для двух независимых источников шума — шум на всю ширину экрана. Для качественного стереомикса… Что я вам буду рассказывать, сграбьте в машину пару любимых компактов с помощью того же Cool Edit и посмотрите сами. А фигуру на скриншоте дают две синусоиды с почти одинаковой частотой.

Cool Edit Pro — единственный волновой редактор, кроме, пожалуй, SEK'D Samplitude, поддерживающий многоканальную запись. Для Samplitude она является основной функцией, для Cool Edit Pro — фактически дополнением к двухканальному волновому редактору. Но из существенных для многоканальника функций записи, монтажа и сведения у Cool есть почти все. По сравнению с версией 1.2а архитектура сильно усовершенствована. Сильно, и в лучшую сторону, поменялся Track View — окно многоканальной записи. Добавлена шина для подключения общих эффектов или мониторов, а также ряд встроенных обработок в реальном времени При этом (субъективное мнение) междумордием он удался куда приятнее Samplitude.

В дополнение к WaveLab можно приобрести очень навороченный многоканальник Steinberg Nuendo; Sonic Foundry выпускает менее навороченный, но очень простой в работе волновой секвенсор Acid Pro и профессиональную программу Vegas Video, рассчитанную в основном на инженеров кино и телевидения.

Syntrillium Software предлагает комплексное решение «в одном флаконе». Конечно же, есть компрессия .wav в .mp3 и их воспроизведение с помощью кодека mp3PRO, включая файлы с переменным битрейтом. Оставлена традиционная интеграция с Cakewalk-Sonar, т.е. секвенсор «видит» нашего героя при запуске и использует его в качестве внешнего волнового редактора. Есть ограниченная поддержка MIDI, включая импорт файлов, но она явно слабее поддержки волновых файлов в Sonar :-). Есть синхронизация по SMPTE, экспорт файлов .avi (на случай монтажа звука под видеоролик). При всей своей осторожности к подобным гибридам, должен признать: на этот раз эксперимент американских последователей Мичурина удался. Даже серьезному профи Cool вполне хватит для накопления материала, а для владельца домашней студии эта софтина может быть вообще единственной в компе. Кроме операционной системы и ее оболочки, конечно :-).

Sound Forge 6.0. Sonic Foundry, http://www.sonicfoundry.com.

Помню, как юзеры года два назад стали поругивать популярный волновой редактор за то, что он работает исключительно с 16-битными файлами. Пора повышать разрядность! И Sonic Foundry повысила — сначала 32 бит с плавающей точкой в версии 5.0, а в шестой, чтобы точно хватило — вот вам целых 64 бита. Хотя и 8, и 16 оставлены. На любителя. Похоже, полностью оценить это новшество мы сможем только на следующем поколении машин, в которых звуковушка будет включаться в 64-битную шину, а все, что ниже 24 бит, перейдет в разряд Lo-Fi.

Максимальная частота самплирования — 192 кГц. Предусмотрена поддержка файлов «до 4 Гб и более». Так написано в мануале; что значит «и более» — разбирайтесь сами; но автором замечено очень серьезное ускорение работы с файлами больших размеров. Разница между долями секунды, потраченными на обработку «мелких» файлов, занимающих пару «метров», практически остается за порогами восприятия. Как в ряде случаев и разница между цифровым звуком в просто запредельном и совсем запредельном разрешении. А есть ли она вообще, спросит читатель? Добро пожаловать в

Уголок Маньяка

Между словами «два сигнала воздействуют на меня одинаково» и «я не замечаю разницы между двумя сигналами» находится настоящая пропасть. Она бывает разной «ширины» и сильно зависит от личного опыта. Примерно как между «из моего кармана не тянут мелочь» и «я не замечаю, как из моего кармана тянут мелочь».

Откройте старый учебник физики и прочтите в очередной раз, что «человек слышит звуки в диапазоне 20 Гц…20000 кГц». Да, слышит. Но есть еще и низкочастотные модуляции от десятых долей герца, которые передают ритмику, интонирование, изменения тембра. И есть супер-верх до 100000 кГц. Один из экспериментов, доказывающих, что супер-верх тоже влияет на слуховое ощущение, был проведен лет десять назад в Национальном Институте Мультимедийных исследований Японии. Экспертам заводили музыкальные произведения с достаточно насыщенным верхом. В одном варианте они звучали, как записаны, в диапазоне до 40 кГц, в другом — обрезался верх выше 26 кГц. Участники не смогли уверенно заметить разницу и сказать, где именно произошло обрезание, но при этом в момент включения-выключения фильтра у них наблюдались всплески на электроэнцефалограмме (это картинка, изображаемая девайсом для измерения электрической активности мозга). Спектр духовых, струнных и ударных заканчивается за пределами все тех же 20 кГц. Вероятно, есть случаи, когда записать самые высокие частоты все-таки полезно.

Если парни из Sonic Foundry таким образом предупреждают нас о новом заговоре, готовящемся против малобюджетной звукозаписи, а заодно и против кошельков любителей музыки, вероятно, переход на более высокую разрядность и совсем запредельные частоты самплирования со временем состоится. Казалось бы, лучше научить мифологического «среднего юзера» правильно распоряжаться уже имеющимися в его машине битами. Но вспомним о давно подступающей к нашим краям эре DVD, включая DVD Audio, и о том, что размеры звуковых альбомов скоро будут измеряться гигабайтами. Желательно чем-то занять пластинку емкостью в 4…6…8 гиг. В худшем случае это будет просто большой файл, в лучшем — приятная музыка в самом высоком разрешении. Вопрос в том, насколько дороже обойдется аппаратное обеспечение и носители информации. Думаю, что новые звуковые аппараты будут дороже, пока они являются экзотикой и верхней планкой доступного качества. А затем постепенно подешевеют до уровня компакт-вертушек и CD-райтеров.

Выход из Уголка Маньяка

Но вернемся к новым фичам Sound Forge. Наиболее существенным автор считает увеличение масштаба изображения волновой формы до 24:1. Это позволяет точнее выполнять линейный монтаж, размечать петли и дорисовывать фрагменты волновой формы в ручном режиме. Например, очень аккуратно восстанавливать небольшие щелчки, выпадения и перегрузки сигнала.

Улучшился внешний вид DirectX® Plug-In Manager и Preset Manager. А в остальном такую грамотную софтину проще испортить, чем улучшить. Стабильность работы у версии 6.0 чуть похуже по сравнению с 5.0b, ряд Direct-X эффектов регулярно «подвисает», особенно в режиме предварительного прослушивания в реальном времени. Однако можно быть почти уверенным, что баги почтенной фирмой будут вскоре исправлены, как это случилось всего год назад с пятой версией.

На сайте разработчика можно найти сравнительный тест, доказывающий, что шестая версия быстрее пятой. Согласен. Минимальные требования к системе для старого и нового Sound Forge: процессор с частотой 333 МГц, 96 Мб оперативки. Но в первую очередь — быстрый и надежный винт. Под Win98 и WinXP Forge точно «бегает», под эмулятором «винды» на Mac — тоже, хотя крайне медленно. Ставьте и куйте .wav, пока он горячий.

(Окончание следует)

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov