Кажется, вопрос о шаровых звуковых файлах решился. Успокойтесь, господа-товарищи, они будут. Как говорил герой Марка Твена, «воровать нехорошо, поэтому мы просто заимствуем». Для одной команды «жадных капиталистов» было бы странно выложить денег за исключительные права на музыкальную запись, а затем спокойно смотреть на нарушение этих исключительных прав. Конечно, будут судиться! Еще сложнее представить, что другая группа капиталистов (тоже зарабатывающая на булочку с маслом с помощью чужой музыки), условно назовем их «новыми щедрыми», перестала нарушать просто потому, что «старые жадные» им погрозили пальцем. Почему-то в спорах о том, кто жаднее, бесчестнее и коварнее владелец копирайта или распространитель бесплатных файлов, забывают об еще одной заинтересованной стороне музыкантах. Напомним: это люди, которые играют то, что юзер качает из сетки.
Web-страница, посвященная «продавшейся» Metallica, или символический сбор медных монет в помощь «бедным звездам», вряд ли устраняют простой факт, что у песни есть автор и исполнитель, которым тоже желательно жить на что-то, кроме искренней юзерской благодарности. Поверьте, у артистов тоже есть причины для возмущения. Например, в 70-е с помощью рок-музыки хорошо жили не только продавцы пластинок, но и сами рокеры. По крайней мере, наиболее известные и талантливые из них. Конечно, кроме историй о миллионах Rolling Stones или Дэвида Боуи были другие. Например, о группе Creedence, которая подписала кабальный контракт и в результате очень долго работала за не очень свежие бутерброды. Однако сами виноваты. За такие песни могли взять с менеджеров и побольше. И вряд ли кому-то из слушателей их пластинок стало легче от того, что в паузах между драйвовыми рок-н-роллами можно услышать специфические звуки, издаваемые голодным желудком. Еще есть достаточно распространенная практика, когда талантливые начинающие артисты скупаются по дешевке просто на всякий случай, а потом с одним из десяти (или двадцати) действительно пробуют сделать настоящий проект. Сам факт работы с известной фирмой далеко не гарантирует постоянного шуршания денег в кармане, однако хотя бы дает на это шанс.
Есть ли такой шанс у человека, выложившего свою музыку на сетевую раздачу? Да, если параллельно у него проходят концерты и те же записи продаются на CD. Иначе, вместо того, чтобы на нем крупно заработали «старые жадные», «новые щедрые» заработают явно меньше, и еще меньше заплатят. Преимущество состоит в том, что в Сетке музыканту гарантируется свобода творчества, его не строят на тумбочке под названием «этрусский шансон» и не заставляют ходить в праздничной колонне под флагом «повер-хеппи-хардкор». Пока что не заставляют. Как себя поведут «новые щедрые», когда потеснят шоу-бизнесменов старой школы и сами станут монополистами, посмотрим лет через десять. Или раньше. Думаю, в результате развития информационных технологий станет больше продвинутой художественной самодеятельности парней и девушек, играющих практически бесплатно, зато себе в кайф. При этом профессиональные попсари, изрядно прогибая позвоночник, будут зарабатывать почти так же, т.е. все меньше и меньше. А те, кому надоел тупой поп-продукт, с удовольствием будут качать из Сетки всяческие странности.
Наш автор Борщеглот явно симпатизирует Kazaa больше, чем «старым жадным». И это его право. Мы вполне можем предоставить слово людям, придерживающимся другого мнения. Во всяком случае, сеть файлового обмена peer-to-peer всего лишь еще одно средство коммуникации. Да, может использоваться с нарушением авторских прав. Так ведь и кухонным ножом можно нанести телесное повреждение. И по телефону наговорить гадостей, которые тянут на уголовную «статью». Станем запрещать телефоны?