CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2002 ГОД

По праву юзера

Ренат ТАГИРДЖАНОВ Renat_t@mail.ru

Некоторые читатели присылают нам письма с жалобами на то, что их обманывают хитрые дельцы из «компьютерных фирм» типа «а мы сегодня развернулись на Кардачах». Редакция не относится к инстанциям, решающим вопросы о претензиях подобного рода, да и о солидных фирмах, которые дают рекламу в нашем издании, нам подобных «антирекламаций» не присылали.

Однако знать, как действовать в случае свинского поведения продавцов, нужно. Именно этому и посвящена данная статья. Да, и могу сказать вам совершенно точно, — Киевское общество защиты прав потребителей очень благотворно воздействует на всякие там разные лавчонки, приторговывающие компьютерными комплектующими.

В эпоху всеобщей компьютеризации, когда покупка компьютера и его модернизация становятся делом повседневным и обыденным, походы в компьютерные магазины (читай на фирмы, базары и т. п.) происходят с завидной систематичностью. Множество крупных и мелких фирм предлагают огромный ассортимент компьютерного железа, привлекая нас, покупателей, кто ценой, кто условиями гарантийного обслуживания, кто другими вкусностями. Хорошо, когда, ставши клиентом той или иной фирмы, все проходит гладко — вы довольны товаром, а фирма честно исполняет свои обязательства. Но, к сожалению, иногда, делая покупку, мы, сами того не подозревая, переходим из разряда покупателя в разряд одураченных. И самое интересное то, что происходит это с согласия нас самих, зачастую не знающих и уж тем более не умеющих защищать свои права. Тем, кто не желает пополнить собой армию «кинутых», посвящаются нижеизложенные советы.

Совет № 1. Тютелька к тютельке, бумажечка к бумажечке

Приобретаете вы компьютер или просто мышку, ОБЯЗАТЕЛЬНО требуйте подтверждающий покупку документ. Такими документами являются кассовый или товарный чек. Если вам выдали товарный чек, убедитесь, что в нем указаны все необходимые реквизиты (в первую очередь нас интересуют название организации, ее адрес, наименование товара, дата покупки), стоит роспись продавца и круглая печать организации с кодом ЕДРПОУ. Помните, что только такие документы позволят вам, в случае чего, требовать у продавца возмещения ущерба. Получив чек, бережно храните его, по крайней мере, до окончания гарантийного срока.

Если вы покупаете комплектующие, в гарантийном талоне, как правило, указывают заводской серийный номер товара. Не поленитесь, сверьте номер в талоне с номером на самом изделии. Все дело в том, что серийные номера в большинстве своем достаточно длинные, и недобропорядочному продавцу ничего не стоит «ошибиться» при их написании на пару цифр. Зато в случае каких-либо проблем с устройством такой хитрец непременно укажет на несоответствие и откажет в гарантийном обслуживании. Научитесь бережно относиться к документам подобного рода, ведь всеми правами потребителя вы наделяетесь именно при их наличии. Также желательно сохранить упаковку и все бумажечки, ярлычки, этикеточки, поставляемые с товаром, до конца гарантийного срока.

Совет № 2. Не забывайте, что покупатель всегда прав

Хоть эта прописная истина большинству набила оскомину и вызывает в нашей стране лишь саркастическую улыбку, доля правды в ней есть. Если приложить ее к нашим условиям, то звучать она будет так: «Покупатель всегда прав в течение 14 дней, не считая дня покупки».

Купили вы, например, мышку. Она новая, абсолютно рабочая, никаких нареканий нет. Но рука от нее устает! Или купили вы новую, рабочую видеокарту, однако не дает она ожидаемого прироста fps! Что же делать? Ответ один — идти и менять. Кто говорит? Закон говорит, а именно статья 20 Закона Украины «О защите прав потребителей». Так, «потребитель имеет право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другой причине не может быть им использован по назначению». Это право закреплено за вами в течение 14 дней, не считая дня покупки.

Данная статья всегда вызывает жаркие споры между продавцами и покупателями. Аргумент продавца: устройство рабочее, а значит, может использоваться по назначению. Аргумент покупателя: а я не могу, так как от вашей мыши руки ломит, от вашего монитора глаза закисают, от треска вашего винчестера ночью соседи просыпаются, а синий цвет текстолита видеокарты не сочетается с серебристым цветом наклейки кулера на моем процессоре :-)! Таким образом, главным критерием обмена является только ваше субъективное мнение, единственным условием — наличие чека, вашего паспорта (нужен для составления заявления на обмен товара), и упаковки, в которой приобретался товар.

Теперь давайте рассмотрим следующую ситуацию. Приходите вы менять, например, видеокарту, а продавец вам говорит, что как раз перед вашим приходом все видеокарты у них закончились, и следующая партия, если и будет, то где-то этак месяца через четыре. В общем, обменять-то он ее «хочет», но, к огромному сожалению для вас и себя, не может. В итоге вы расстроены, продавец рыдает, кассирша просто в истерике. Не беда! В таком случае вы имеете право либо приобрести любые другие имеющиеся в ассортименте товары, с соответствующим перечислением стоимости, либо получить назад деньги в размере цены возвращенного товара (вы же еще не успели выкинуть кассовый чек?!). Либо же осуществить обмен товара на аналогичный, при первом же поступлении соответствующего продукта в продажу, о чем вас обязан проинформировать продавец. Опять-таки, какой из этих вариантов выбрать — решать только вам.

Следует также упомянуть о перечне товаров, не подлежащих такому обмену. На перечисление всего не хватит статьи, но, обобщив информацию, можно сделать вывод, что не подлежат обмену только те товары, которые при покупке полностью или частично потеряли свои полезные качества, а также товары дальнейшая продажа которых продавцом будет затруднена или невозможна. Так, вам никто не обменяет распечатанный картридж для принтера, тем более, если вы им успели напечатать всему своему потоку курсовые :-).

Интересно обстоит ситуация с кабелями. Если вы купили, например, сетевой кабель с заводскими коннекторами, то есть цельный продукт, готовый к использованию, то имеете право на обмен. Но если же вы приобрели сетевой кабель, что называется, с бухты, то есть вам отрезали, например, 5 метров какого-то провода, то права на обмен у вас отсутствуют. Также не подлежат обмену шнуры питания. А вообще, мой вам совет — если возник спор на этой почве, позвоните в Общество защиты прав потребителей и уточните этот вопрос.

Совет № 3. Что делать с бракованным девайсом? Выбирай сам!

А что делать, если вами был приобретен товар ненадлежащего качества, например, бракованный? А что если этот брак проявился через два года после покупки? Большинство читателей скажет, что если гарантийный срок на товар не истек, то идти и сдавать его в гарантийный ремонт или менять на рабочий.

По поводу первого. Вы никогда не задавали себе вопрос, как небольшая компьютерная контора, не имеющая своей мастерской или имея мастерскую, состоящую из одного «шамана» с отверткой и паяльником, может производить гарантийный ремонт сложного компьютерного оборудования? Или может, они его сдают в специализированные сервисные центры, оплачивая из своего кармана немалую стоимость такого ремонта? Очень сомневаюсь. Я, конечно, не отрицаю, что и среди так называемых «шаманов-кудесников» найдутся люди с золотыми руками. Но, к сожалению, их немного, и на все компьютерные фирмы их не хватит. А посему лично я к подобным гарантийным ремонтам отношусь скептически.

По поводу второго варианта, а именно обмена бракованного товара на рабочий, могут возникнуть сложности. Зачастую продавцы сразу оговаривают допустимые сроки возврата и обмена товара (например, те же 14 дней), после которого они обязуются производить лишь гарантийный ремонт. Так вот, подобные условия являются нарушением Законодательства, а именно статьи 14 Закона Украины «О защите прав потребителей», в которой четко сказано, что «потребитель при выявлении недостатков или фальсификации товара на протяжении гарантийного срока в порядке и сроки, установленные законодательством, и на основании обязательных для сторон правил или договора имеет право по своему выбору требовать от продавца или производителя:

а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещение затрат на их исправление потребителем или третьим лицом;

б) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула, модификации) надлежащего качества;

в) соответствующего уменьшения покупательной цены товара;

г) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула, модификации) с соответствующим перечислением покупательной цены;

д) разрыва договора и возмещения убытков покупателю».

Другими словами, на протяжении всего гарантийного срока, при наличии кассового чека и гарантийного талона, вы имеете право по своему усмотрению требовать от продавца выполнения одного из вышеизложенных пунктов. Для этого вам необходимо составить письменное заявление. Если вы намерены совершить обмен бракованного товара, и нужный продукт есть на складе, фирма обязана немедленно удовлетворить ваше требование. Продавец имеет право убедиться в том, что обмениваемый товар действительно некачественен. Для этого он может взять его на проверку, срок которой не должен превышать 14 дней. Если на момент обмена желаемого товара нет на складе, продавец обязан удовлетворить ваше требование в двухмесячный срок со дня подачи соответствующего заявления. (На самом деле не все так просто. Вот, например, что представляет собой договор об ограниченной трехлетней гарантии на принтер Samsung ML1210. Если возникнет неисправность во время первого года эксплуатации, принтер вам заменят на совершенно новый, независимо от типа поломки. Если устройство выйдет из строя в течение следующих двух лет гарантийного срока, то независимо от типа поломки его будут ремонтировать, то есть менять не целиком, а только дефектную часть. Разумеется, на тонер эти гарантийные обязательства не распространяются :-). —Прим. ред.).

Если вы решили истребовать от продавца безвозмездное устранение недостатков товара, ваше требование должно быть удовлетворено в течение 14 дней. На время ремонта, по вашему письменному заявлению, фирма обязана предоставить устройство аналогичной марки. За каждый день задержки выполнения данного требования и за каждый день задержки устранения недостатков свыше установленного срока (14 дней) вам причитается неустойка в размере одного процента от стоимости товара.

При возврате денег расчеты с вами, в случае повышения цены на товар, должны вестись, исходя из его стоимости на время предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены — исходя из стоимости товара на время покупки. Деньги, уплаченные за товар, вам обязаны вернуть в день разрыва договора, если же этого сделать в указанный день невозможно, то не позже, чем через 7 дней. (Имейте это в виду, потому как известны случаи, когда «кардачные» фирмы не то что не возвращают денег покупателям, а, не имея возможности заменить товар на аналогичный (поставка то его у них разовая и наверняка «левая»), выписывают чек на сумму значительно меньшую изначально уплаченной покупателем, с правом приобретения товаров в этом же магазине . Мотивируется это тем, что за прошедшую с момента покупки неделю девайс якобы значительно упал в цене. В этом случае выход только один — натравить на таких «добродетелей» Общество защиты прав потребителей. Пусть трепещут, Бандер-Логи :-)... —Прим. ред.).

Совет № 4. «…И что ты думаешь, я сейчас не вызову милицию? Да тьфу, сейчас позвоним, пусть узнают, что здесь творится…» Дискотека Авария

В нашем случае в качестве милиции выступает Общество по защите прав потребителей. Телефон курирующего фирму-продавца Общества должен быть указан в «Уголке покупателя» (кстати, отсутствие последнего есть нарушением правил торговли, что также наказуемо). Если вам все-таки не удалось его обнаружить, звоните в Главное Киевское городское управление по делам защиты прав потребителей по тел. 417-23-09, там вам все толково разъяснят.

И все же, что делать, если вам не удалось силой буквы Закона убедить продавца в своей правоте? Пишите претензию на администрацию предприятия. Составляется она в двух экземплярах. Один вы отдаете продавцу, второй, завизированный продавцом, оставляете себе. В претензии укажите обстоятельства (дату, место, наименование товара, причину претензии), суть претензии (что было нарушено, статья Закона), ваше требование (обмен товара, возврат денег и т. д.), дата, подпись. Внизу оставьте немного места, именно там на вашем экземпляре продавец должен расписаться в получении претензии (при этом указание его Ф.И.О. и должности обязательна) и поставить отметку «К рассмотрению принято», или «В рассмотрении отказано». Опять же дата, роспись продавца. Рассматривать вашу претензию могут не более 14 дней. Если вам было отказано в рассмотрении, или по прошествию 14 дней претензия не была рассмотрена — смело идите в Общество защиты прав потребителей. При этом не забудьте захватить копию претензии с вышеуказанными отметками продавца, копию чека и ваш паспорт.

Вот, пожалуй, и все. Конечно, так как тема эта очень обширная, рассмотреть ее всю в рамках одной статьи нам не удалось. А поэтому берите Закон и изучайте свои права. Помните! Из человека нельзя сделать «лоха» насильно, «лохом» он становится по собственному желанию!

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov