CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2002 ГОД

Нет, твой голос нехорош…

Сергей МОГИЛИН msa@dsip.net

Написать письмо меня побудила статья Игоря Бежевца «Геркулесовы калоши», опубликованная в МК #4. Вернее, даже не сама статья, а ее «теоретическая часть». Лично я, конечно, очень уважаю фирму Guillemot и ее продукцию... Просто хотелось бы «осветить» некоторые практические аспекты выбора и эксплуатации компьютерных аудиосистем и походя вступить в полемику с автором .

Для начала договоримся: под «компьютерной аудиосистемой» я понимаю связку «звуковая плата — колонки», хотя можно было бы в эту систему включить и другие блоки персоналки, имеющие более отдаленное отношение к звуку.

Игра в карты, или выбор звуковой платы

Начнем ab ovo, то есть (извините!), с материнской платы. Как известно, именно она, вернее, интегрированный на ней AC'97-кодек зачастую и является источником звука в бюджетном ПК. Как известно, южный мост любого чипсета, поддерживающего AC'97, выдает цифровой сигнал, который затем попадает на цифроаналоговый преобразователь (кодек), затем на предварительный усилитель, и только после этого подается на разъем Line Out. Отсюда понятно, что, собственно, от чипсета качество звука практически не зависит, т. е. цифровой сигнал по шине передается без искажений. На качество сигнала в основном влияют сам кодек и предусилитель, причем последний даже в большей мере (если он не совмещен с кодеком).

Как известно, многие компоненты материнской платы является мощными источниками помех в звуковом диапазоне. Это и импульсные преобразователи напряжения, и вентиляторы (источники тонально окрашенного шума), да и сами шины ISA и PCI (ISA в большей мере) — могут ловить импульсные помехи и щелчки, даже при перемещении мышки. Если кодек расположен слишком близко к этим источникам или слишком далеко от аудиоразъемов, помехи становятся слышны весьма ощутимо. Это первая причина.

Вторая причина состоит в том, что низкочастотная (читай, звуковая) часть кодека для своего функционирования требует наличия «внешних» конденсаторов, на которых многие производители пытаются самым бессовестным образом сэкономить, что, естественно, самым неблагоприятным образом сказывается на качестве звука. Не последнюю роль здесь, конечно, играет и модель кодека. Кодеки бывают разные, и если на одной материнке встроенный звук работает просто отвратительно, то на других все может быть как раз наоборот. Из личного опыта мне известно, что весьма неплохим качеством встроенного звука (если таковой имеется) отличаются платы фирмы Abit. Замена AC'97 «полноценным» интегрированным звуком, хоть и разгружает процессор, но не решает проблемы низкочастотного тракта, поскольку внешний кодек есть практически в любом аудиочипсете (за исключением некоторых «экстремально интегрированных» чипов Avance Logic).

Хотя нагрузка на процессор, создаваемая AC'97, и существенна, с увеличением мощности последних разница в производительности с AC'97 и без него становится все меньше, а на Pentium 4 или последних моделях Athlon вообще составляет считанные проценты. Поэтому стоит определиться, собственно, кому «внешний» звук нужен, а кому можно и так обойтись. Практика показывает, что для прослушивания mp3 и «озвучивания» Windows встроенного звука AC'97 вполне хватает. Его можно использовать даже в связке с хорошими колонками (естественно, при условии наличия качественного кодека и продуманной разводки материнской платы).

Теперь поговорим собственно о звуковых картах. Проблемы AC'97 — это в основном:

• в большинстве случаев низкое качество конверторов, особенно на платах noname;

• излишняя загрузка процессора;

• отвратительное качество тембров MIDI;

• отсутствие дополнительных функций, таких как трехмерный звук, эффекты, эквалайзер, S-PDIF или 5.1 (естественно, об аппаратном ускорении не может быть и речи).

Именно эти проблемы и призваны решить звуковые платы.

Звуковые платы бывают трех типов (по типу интерфейса с материнской платой): ISA, PCI и AMR. Платы AMR по сути представляют собой тот же AC'97-кодек, только вынесенный на отдельную плату, и этот вариант мы сразу отбросим (в Украине я вообще ни разу не видел, чтобы звук AMR продавался отдельно). Остаются ISA и PCI.

Звук ISA можно выбрать по двум причинам. Это может быть или отсутствие средств для покупки PCI-звука или любовь к DOS’овским играм. Экономия тут получается всего в пару «условных», однако б/у карточки с интерфейсом ISA часто обладают весьма неплохим звуковым трактом, что, конечно, не касается Creative AWExx. Загрузка процессора у карточек ISA намного ниже, чем у AC'97, поскольку они, в отличие от последних, используют DMA и снабжены аппаратными FIFO-буферами, содержимое которых обновляется намного реже (всего 2-3 раза в секунду), чем регистры AC'97.

(Прим. Виктора В. — Господа присяжные, я возражаю! Само наличие шины ISA в материнке может существенно тормозить машину. Я пару лет назад экспериментировал, включая и выключая поддержку ISA в BIOS. При прочих равных разница в работе видеокарты и второй звуковушка на PCI была заметна уверенно. Потому мое расставание с шиной ISA и прилагавшейся к ней «овцой» было на удивление легким.)

(Продолжение следует)

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov