CFA LogoCFA Logo Computer
Загрузка поиска
Новости Компьютеры Прайс-лист [Новое] Прайс-лист [Б/У] Для ноутбуков Конфигуратор ПК Заказ, Оплата, Доставка Сервис объявления Драйвера Статьи Как нас найти Контакты
Новости
RSS канал новостей
Список материнских плат компании Biostar пополнился свежими моделями под поколения процессоров Intel ...
Похоже, что компания Gionee в эти дни очень сильно занята. Только недавно мы сообщали об анонсе ...
Компания Enermax в своем коротеньком пресс-релизе рассказала общественности о старте серии недорогих ...
SteelSeries представляет новую игровую клавиатуру APEX 150, которая дает игрокам высочайшую надежность ...
Пока в Сети живо обсуждают информацию о возможном выпуске компанией NVIDIA графического ускорителя ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2002 ГОД

Amorphное моделирование

Сергей БОНДАРЕНКО, Марина ДВОРАКОВСКАЯ blackmore_s_night@yahoo.com

При всем своем уважении к монстрам компьютерной 3D-графики, приходится констатировать тот факт, что даже и у профессионалов бывают упущения. Во-первых, из-за своей «громоздкости» 3D-редакторы вроде Lightwave или 3DSMAX обычно тормозят процесс решения элементарных задач. Во-вторых, серьезные пакеты сложны в освоении, и к тому же они выдвигают довольно мощные системные требования, которые потянет далеко не каждый компьютер. Посему перед тем, как остановить свой выбор на том или ином редакторе, необходимо четко представить себе, над чем именно пойдет работа. Если требуется сообразить парочку «гифов» для web-странички, то совсем не обязательно тратить свои средства и время на покупку и установку Alias Wavefront Maya с внешним рендером. Существует большое количество софта, способного достойно заменить «тяжелую артиллерию» :-).

Одной из таких программ является Amorphium. Подобного рода инструмент просто обязан быть под рукой у каждого, кому приходится, подобно Родену, создавать различные модели. Представленная программа окажется полезной при решении простых, но очень важных задач. Она пригодится, в первую очередь, для имитации органических тел, которые в природе редко имеют правильные и ровные очертания. И особенно ценна «Аморфиум» как вспомогательная утилита при создании каких-либо декоративных вещей: подсвечников, ваз, бижутерии и т. д.

Дизайнеры со стажем могут помнить первую версию Рис. 1Amorphium 1.0, вышедшую пару лет назад (рис. 1). Те из них, кто установит обновленный релиз 1.1, немало удивятся, посмотрев на загрузившуюся программу. Старый интерфейс, такой необычный и космический, почему-то очень напоминал внешним видом продукты от всем хорошо известной MetaСreations (рис. 2). Сейчас он существенно изменился. Быть может, схожесть со знаменитым производителем и сыграл определенную роль в переделке внешнего вида Amorphium, однако мы скорее склонны считать, что причина тут кроется в нововведениях и, конечно же, отчасти это дань моде. Загруженная программа занимает весь экран, закрывая собой Taskbar и StartMenu, а чтобы пользователь не терял ориентации во времени, в правом верхнем углу помещает свои «фирменные» часики. Обратите внимание: рядом с ними находится маленькая «пимпочка» :-). В связи с тем, что в программе отсутствуют традиционные «свернуть», «развернуть» и «закрыть», могут возникнуть некоторые трудности. Не бойтесь, эта «пимпочка» служит не для выхода из программы, а всего лишь для свертывания, так что жмите без боязни. А вот если вы вздумаете перейти в другое окно при помощи Alt+Tab, Amorphium станет невидимой, и на таскбаре отображаться не будет. Впрочем, вы сможете Рис. 2также легко вернуться в нее, используя ту же виндовскую комбинацию клавиш.

Для первой версии этого 3D-редактора нужно было по крайней мере разрешение 800х600 с цветовой гаммой 16 бит, новая AmorphiumPro 1.1 менее требовательна и пойдет в любом разрешении, даже 640х480. Последний вариант вряд ли имеет смысл использовать, так как тулбар и окно проекции просто загромоздят экран монитора. Зато на нем станут более или менее видны «блошиные» надписи, относящиеся к командам и настройкам. Вот если и можно упрекнуть в чем-то создателей, так это в выборе шрифта. Чересчур мелкий размер и серый цвет приводят к тому, что уже на 17-дюймовом мониторе в формате 1024х768 работать сложно, так как приходится постоянно напрягать зрение. Проблема со шрифтами наследственная, и здесь нельзя не вспомнить об интегрированном в первом Amorphium Help’е, прочитать который могут разве что только сами создатели :-). Но на этом все недостатки «Аморфиума» заканчиваются и начинаются одни достоинства.

При создании какой-нибудь модели, например человека, в случае с привычными редакторами трехмерной графики обычно используется полигональное моделирование. Средства и инструменты не всегда оказываются удобны, и тогда наступает момент, когда сожалеешь, что объект не «пластилиновый». Работа с нашей программой как раз и напоминает лепку фигуры скульптором. Название Amorphium говорит о том, что в качестве рабочего материала будет выбрано вещество с аморфными свойствами. Напомним для тех, кто подзабыл школьный курс физики, что аморфное вещество — это такое, которое не имеет в своем строении постоянной кристаллической решетки (например, воск). Теперь обратимся непосредственно к программе. В свое распоряжение пользователь-Микеланджело :-) получает все необходимое, для того чтобы выдавливать по определенному профилю, соскабливать ненужный слой, деформировать форму и еще много-много чего другого. Amorphium Pro разбивает весь процесс моделирования на двенадцать этапов. В каждом из этих режимов имеется свой набор инструментов, собственный toolbar. Не лишним будет похвалить программистов за наглядный и настраиваемый интерфейс панели инструментов, который можно переделать «под себя», расставив все в удобном порядке.

По умолчанию стоит режим Composer (рис. 3). Это основной режим, в котором задается положение объектов в сцене, их перемещение и ключевые кадры анимации. Внизу расположено окно Project, напоминающее обычный Timeline. Тут ставятся ключевые кадры. Делается это очень просто — перетаскиваем ползунок анимации в нужный участок времени и с помощью правой кнопки мыши выбираем Add Key Frame. Таким образом анимировать можно все что угодно — от перемещения объекта и источников света до изменения текстуры. Количество окон проекций выбираете на свое усмотрение — от одного до четырех. Изначально предлагается работать со сферой, однако в арсенале примитивов есть основные стандартные: тор, куб, цилиндр, конус, плоскость и текст. Чтобы наша сцена Рис. 3выглядела совсем загадочно, напустим тумана в прямом смысле этого слова. Кнопка Smoke обозначит границы той области сцены, где применяется этот эффект.

Еще один из объектов с нестандартным именем — BioSphere. Ничего радикально нового в этом типе примитива нет, речь идет об обычных метаболах (или их еще называют метачастицы). На достаточно близком расстоянии они сливаются в единое целое. Сегодня почти в любом уважающем себя пакете есть модуль по работе с метаболами, и казалось бы, ничего нового здесь придумать нельзя. Подобное утверждение «Аморфиум» решительно опровергает. Режим BioSpheres не только создаст систему метачастиц, но и предоставит такие возможности, как управление величиной силы взаимодействия между ними, радиусом сфер, ориентацией их в пространстве и т. п. Переконвертировав полученную систему «слипшихся» биосфер в обычную Mesh, редактируем форму такого тела стандартными средствами (смотри ниже :-)).

На панели инструментов, рядом с кубом, сферой, конусом расположены аналогичной формы примитивы, объединенные общим непонятным названием Wax (WaxSphere, WaxCube и т. д.). Это примитивы, состоящие из особого материала — воска (wax в переводе с английского «воск»). Для их редактирования нужно воспользоваться режимом с таким же названием —Wax. Уникальный способ моделирования позволит наслаивать воск на модель, забирать его или просто сглаживающим инструментом добиваться требуемого результата.

Очень удачен и второй способ моделирования — через режим FX. Такой метод создания объектов не требует особого напряжения и приводит к необычным результатам. Суть его заключается в следующем. При переходе на закладку FX панель с инструментами становится чисто символической (остаются только кнопки Move, Zoom, Rotate и Bank — без комментариев), а справа появляется внушительный список из тридцати пяти (!) эффектов для деформации модели. Наблюдая за результатом действия на тело таких FX-эффектов, напрашивается аналогия с модификаторами от 3DSMAX. Выделив из длинного списка требуемое действие, например Twist, подводим курсор к окну проекции, нажимаем левую кнопку мышки и, не отпуская, передвигаем ее вправо или влево. При этом тело начнет «скручиваться», и внизу, под окном, будет отображаться в процентах степень воздействия.

Но выше мы рассмотрели глобальные воздействия на модель, а как же быть, если нужно изменить аморфное тело на определенном участке? Активировав закладку Tools, вы увидите набор кистей (панель Brush). Они отличаются по своему профилю и предназначены для выдавливания на поверхности Mesh. Такая операция характеризуется рядом настроек, таких как симметрия, степень надавливания, радиус кисти. При желании нетрудно поменять направление давления, и тогда трансформируемая поверхность будет не вдавленной, а выпуклой. Кстати, режим Tools можно поставить как базовый при загрузке, для чего проследуйте по адресу Project — Preferences и измените установку DefaultWorkSpace с Composer на Tools.

Рисование в программе —Paint (рис. 4)—происходит необычайно легко, Рис. 4раскрашивание кисточками по объекту почти повторяет аналогичное действие в популярном 3D-редакторе Maya. Набор кистей такой же, как в Tools, единственное отличие — добавлена новая панель Color, где представлена цветовая палитра. Для раскрашивания требуется немногое — выбрать кисть и цвет ее «мазка». После чего рисуем прямо на предмете. Для точного нанесения рисунка на трехмерное тело используется так называемая маска. Закладка Mask переводит программу в режим наложения масок. Последние тоже рисуются кистями. Ими обозначаются участки на объекте, и если после нанесения маски перейти в Paint и начать раскрашивание, то области, где были наложены маски, останутся без изменений.

Идея маски лежит и в основе раздела HeightShop. Только в этот раз речь пойдет не о текстуре поверхности, а о ее рельефе. На панели HeightMap с помощью кнопки Open открываем со своего жесткого диска любой image файл. В дальнейшем он трансформируется в черно-белое изображение и отобразится в маленьком окошке на этой же панели. Если воздействовать теперь на предмет в окне проекции точно также, как это делалось через режим FX, то будет видно, как поверхность покроется неровностями, а под окном проекции отразится численное значение применяемой силы. Положение таких неровностей напрямую зависит от выбранного рисунка: светлые участки оказываются выше, а темные вдавливаются (или наоборот, все зависит от направления силы).

Конечный рендеринг производится двумя способами: программным способом —SoftDraw, и аппаратным —OpenGL. Правда, программный рендер работает заметно быстрее. Совет тем, кто будет заниматься визуализацией, — не переходите в процессе просчета в другое виндовское приложение! Если окно Amorphium Pro окажется свернутым, рендер приостановится, а вы, в свою очередь, будете неприятно удивлены, когда через какое-то время захотите узнать, на каком же этапе проект. Приятным нововведением стала возможность экспортирования конечной анимации в формат Macromedia Flash (*.swf). Правда, экспорт проходит без предварительного просмотра, поэтому следить за ним можно только по меняющемуся числу кадров. Очень удобно перевести ваше творение в другую программу по работе с 3D, большой выбор основных форматов позволит это сделать: *.3ds, *.dxf, *.lwo, *.vrml и другие.

К системным требованиям «Аморфиум» неприхотлив, работает одинаково превосходно как на Mac, так и в Windows. Единственное, что ему необходимо, — это нормальная видеокарта, впрочем, он найдет общий язык и с самой доисторической (со скоростью раненой черепахи :-)).

Если кого-нибудь заинтересовал продукт от компании Electric Image, то поспешите на специализированный сайт http://www.amorphium.com, где есть возможность ознакомиться с демонстрационной версией программы и найти подробную документацию на нее. Для тех, кто не запомнит адрес, сделана последняя закладка, которая так и называется — Links. Отсюда можно попасть не только на вышеуказанный ресурс, но и на сайт изготовителя программы (http://www.electricimage.com).

Мы уверены, что в процессе общения с Amorphium вы постоянно будете открывать в нем все новые и новые возможности, в том числе и те, которые не описаны в этой статье :-).

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © www.sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov