Оставим, однако, суждения об одежке на совести кутюрье и поговорим о том, что составляет неотъемлемую часть имиджа делового человека. О маленьком кусочке плотной бумаги, именуемом визиткой, визитной карточкой. О Flesh-карте, мгновенно рассказывающей о ее владельце и хранящей информацию достаточно долго без источника энергии. Счастливый обладатель компьютера может самостоятельно дополнить визитками свой имидж.
Знаете ли вы, какой угол визитной карточки нужно загнуть, чтобы обозначить, что целью визита было не только знакомство, но дальнейшая поддерживание отношений? Оказывается правый верхний. К сожалению, на этом мое знание визиточного этикета заканчиваются. А ведь всего каких-то сто лет назад это знание было таким же необходимым для выживания в аристократических кругах, как и умение танцевать или поддерживать светскую беседу. В свое время визитки являлись неотъемлемой частью этикета, и правила их употребления были не менее сложны, чем правила пользования столовыми приборами. Визитные карточки в те времена дополняли ряд таких понятий, как титул, чин, земля, лошади... Кроме того, они представляли целую область печатного искусства, со своими шедеврами, канонами и табу.
Однако традиции использования визиток в нашей стране были прерваны и в течение семидесяти лет считались атрибутами принадлежности к сонму работников внешнеторгового ведомства или министерства иностранных дел. Если бизнесменов-первопроходцев отличало уже само наличие визитной карточки, то с увеличением доступности этой продукции и развитием полиграфических технологий пожелания заказчиков становились все более и более затейливыми. Для определенной категории граждан существует лишь один художественный принцип: чем дороже и вычурнее визитка, тем лучше.
С другой стороны, в процессе развития предпринимательства возникла достаточно большая группа людей, которым по роду деятельности было необходимо часто оставлять свои телефоны и другие координаты. Практичные люди не хотели тратить много средств и, не дожидаясь развития сферы полиграфических услуг, стали по своему разумению печатать на принтерах и ксероксах и нарезать ножницами бумажные прямоугольники с информацией о себе для того, чтобы раздавать их всем и вся.
Различие двух подходов к визитным карточкам имидж или функциональность легко проследить и сегодня, когда, казалось бы, уже сложились некоторые новые традиции, и изготовление визиток стало в целом вполне профессиональным занятием.
Для первого подхода главное продемонстрировать, что для владельца нет ничего невозможного. Чем больше карточка будет отличаться от других по оформлению и материалам, чем сложнее окажется технология ее изготовления тем лучше. Содержательная часть такой карточки большой роли не играет: она предназначена именно для визитов.
При другом подходе, наоборот, главное функциональность. Именно он главенствует на прагматичном Западе. Недаром английское название предмета business card в дословном переводе означает «деловая карточка». Визитки являются обязательным атрибутом сотрудников фирмы, которые по роду своей работы контактируют с клиентами или представителями других предприятий.
Таким образом визитные карточки долговременное хранилище информации и общение с ним должно быть комфортным. То есть визитка должна обладать дружественным интерфейсом.
Какой тут, извините, интерфейс может быть? Однако дизайн визиток любимая тема споров всех художников, потому что уместить всю информацию, выразив при этом стиль, на сорока пяти квадратных сантиметрах бумаги, оказывается, не так-то и легко.
Вы обращали внимание на то, как люди держат визитку? Посмотрите на рисунок 1. Цветными областями выделены места, которые чаще всего бывают закрыты пальцами.
Подают визитку, как правило, правой рукой за левый верхний угол (область 1). Берут тоже правой, но уже за правый нижний угол (область 2). Номер телефона набирают, держа визитку в левой руке за левую сторону (область 3). Учитывая это, можно предположить, где стоит разместить логотип фирмы, который должен быть заметен получателю визитки, как удобнее расположить телефонный номер, имя и другую необходимую информацию. Существует еще масса не менее важных мелочей, начиная от вида и размера шрифта, которым набираются разные элементы и заканчивая толщиной и фактурой бумаги.
Любую визитную карточку, оставшуюся у собеседника, нужно сделать так, чтобы вызвать положительные эмоции у того, кто на нее смотрит. Независимо от того, каким подходом руководствовались при ее заказе (для красоты или для дела), она должна быть стильной, хорошо сверстанной и качественно отпечатанной. Поскольку лицо, получившее визитку, обычно хочет сделать на ней свои пометки, понадобится удобная для записей бумага. По этой же причине оборотную сторону карточки желательно оставить пустой. Двусторонняя визитка на двух языках, скорее, скажет не о том, что владелец крутой и работает с иностранцами, а о том, что у него не хватило денег на два комплекта карточек отдельно для украинских и зарубежных партнеров. Хотя, с другой стороны, для иностранцев, работающих в Украине, двуязычная визитка вполне уместна: для нас это самый удобный способ запомнить, как правильно произносить и верно писать фамилию немецкого или итальянского коллеги :-).
Во многих местностях и странах есть свои национальные пристрастия. Например, в Англии популярны вертикальные визитные карточки, в Италии карточки в виде книжек etc. При выборе стиля не рекомендуется слишком удаляться от этих общепринятых традиций. Помните, те, кому приходится работать с большим числом партнеров, обычно хранят визитки в специальных настольных визитницах или альбомах с пластиковыми кармашками. Карточка с вертикальной компоновкой, вставленная в альбом, заполненный горизонтальными образцами, будет выделяться из общей массы, но человеку придется каждый раз выворачивать шею, чтобы прочитать на ней номер телефона. Не сложно догадаться, кому он позвонит первому, если удобная и неудобная визитка от двух конкурирующих фирм окажутся рядом.
Развитая индустрия производства визитных карточек и их доступность привели к тому, что в некоторых странах их наличие при деловых контактах стало не только желательным, но и обязательным условием. Например, если в Украине к отсутствию визитки при ведении переговоров партнер отнесется снисходительно и просто запишет информацию на листе бумаги, то в Японии бизнесмен, извиняющийся, что у него кончились визитки, полностью себя компрометирует. Собеседник воспримет это либо как свидетельство его несерьезности, либо, что еще хуже, как неуважение к себе.
Для разработки визиток дизайнеры рекламных и полиграфических фирм используют таких монстров компьютерной графики и верстки, как CorelDraw, Adobe Illustrator, Macromedia FreeHand, PageMaker etc.
Вам же после длительного экскурса в теорию визитных карточек предлагаются к рассмотрению две проги Visual Business Cards и Print Artist 1500, позволяющие любому юзеру создать дома маленький индивидуальный шедевр.
Для начала рассмотрим программу Visual Business Cards от Golightly Inc. (http://www.rkssoftware.com). Она достаточно свежая (2000 г.р.), сейчас в Сети доступна версия 3.3а. Данная софтина узкоспециализирована и позволяет создавать исключительно визитки и ничего более. Но в своей области она может многое! Для тех, кто никогда раньше не занимался разработкой визитных карточек и не имеет ни малейшего представления об их дизайне, в программе заготовлены специальные шаблоны, куда вам остается вписать свои данные ву а ля, и ваша визитка готова. Информация о себе, любимом, заносится в окне Personal Information пункта меню Edit и в шаблон вставляется автоматически. Тому же, кто разбирается в дизайне, открывается масса возможностей по созданию своего уникального шедевра.
Обратимся к нижней панели. Тут находятся кнопки, позволяющие приблизить и отдалить наше творение, а также сохранить или удалить его, если оно вам не нравится. Тут же мы встретим кнопки Preview и Print, предназначенные, соответственно, для просмотра и распечатки вашего творения. При нажатии на Print выскакивает окошко, в котором вы можете задать количество распечатываемых визиток и их размещение на листе.
Хочется также отметить, что Visual Business Cards оснащена максимальным количеством подсказок и Help’ом, но к сожалению, на английском языке.
Следующей рассматриваемой программой будет Print Artist 1500 от Sierra On-Line Inc. (http://www.sierra.com). Эта софтина поразила меня своими возможностями, при весе всего около 2 Mб она умеет создавать объявления, плакаты, почтовые и поздравительные открытки, конверты, календари, развертки разнообразнейших коробок, дипломы и, конечно же, визитные карточки. В программу встроена большая коллекция изображений и готовых шаблонов. Все это позволяет сделать стильный фирменный комплект человеку, далекому от дизайна.
Что же эта прога из себя представляет? При запуске перед вами появляется панель, оснащенная десятью кнопками выбора. Так как наша цель визитная карточка, то выбираем Business card и жмем Enter. В открывшемся окне можно определить шаблон и тогда останется лишь вставить туда свои данные. Рабочая среда приложения стандартная: строка меню, панель инструментов, рабочая область и строка состояния, в которой выводятся всевозможные подсказки, призванные упростить работу с программой. Следует заметить, что кнопки на тулбаре разбиты на несколько тематических групп, в соответствии с назначением. Кнопка с изображением двух листов бумаги вызывает на экран уже знакомое нам стартовое окно. Назначение следующих четырех кнопок, думаю, объяснять не надо, это New, Open, Save и Print. Клавиша с большой буквой Т позволяет вводить текст, здесь же имеется коллекция анонимных и авторских изречений на все случаи жизни. Кнопки с картинками лица, квадрата и геометрических фигур служат для вставки рисунков, задника и всевозможных фигур соответственно. Далее идет блок из четырех кнопок, предназначенных для определения шрифта надписи, применения различных эффектов (к чему угодно, будь то текст или картинка), выбора цвета (цвета представлены уже в полиграфической модели), а также изменения формы объекта или текста. Остальные шесть кнопок служат для разнообразных выравниваний текста.
С помощью описанных программ ваш имидж делового человека будет удачно дополнен стильными визитными карточками. Дерзайте!