CFA LogoCFA Logo Computer
Загрузка поиска
Новости Компьютеры Прайс-лист [Новое] Прайс-лист [Б/У] Для ноутбуков Конфигуратор ПК Заказ, Оплата, Доставка Сервис объявления Драйвера Статьи Как нас найти Контакты
Новости
RSS канал новостей
То, что энтузиасты ждали так долго, наконец-то случилось, и компания NVIDIA анонсировала свой новый ...
Официальный анонс графического ускорителя GeForce GTX 1080 Ti состоялся 1 марта, и партнеры NVIDIA ...
Компания ASRock представила мировой общественности материнскую плату H110-STX MXM, которая рассчитана ...
Компания MSI в рамках серии Arsenal Gaming представляет пользователям материнские платы линейки ...
По данным наших коллег, в этом месяце компания Huawei официально представит свой новый смартфон. ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2002 ГОД

…Ныне известный как SONAR…

Виктор В. ПУШКАР

Вероятно, одно из самых первых желаний опытного (читай буквально: видавшего виды) юзера — застать в новой версии на привычном месте привычные функции. Хочется увидеть и услышать примерно то же, что и раньше, но только чуть-чуть получше. И уже затем — увидеть принципиально новые, совсем запредельные фичи. Давайте выясним, насколько эти ожидания оправдались по отношению к Sonar’у.

Когда каждые полгода в мире персональных компьютеров объявляется очередная технологическая революция, на самом деле сводящаяся к перекрашиванию интерфейса софтины и появлению железа, несовместимого с «дореволюционным», это происходит в первую очередь в интересах самих революционеров, и уже затем (может быть) что-то достанется и пользователю. Слышите? Врывающийся в бодрую утреннюю песню сотрудников Twelve Tone Systems мощный хор юзеров: «Зроби мені Cakewalk!» Исполним же в нем и мы свою партию…

Продолжим начатый нами обзор главного меню и основных опций программы. Создавая новый файл, мы в первую очередь наблюдаем окно Track View, дающее картину композиции в целом. Одна из закладок слева так и называется — All. В первую очередь задаются вид дорожки — MIDI или Audio, настройки канала микшерного пульта, эффекты, вход и выход, к которым она подключается. Здесь же (при желании пользователя) находятся индикаторы, включаемые и настраиваемые из Track Manager’а. Он расположен в верхней части Track View. Там же вы выбираете часть дорожек, с которыми будете сейчас работать, ауксы и аудиовыходы.

Если это окно кажется вам слегка перегруженным информацией, вы не одиноки. Добро пожаловать в клуб, как говорят англичане. Однако спасают пользовательские настройки интерфейса. Возможен выбор одной из «укороченных» закладок (Mix\FX\I/O, соответственно микшер\эффекты\вход-выход), возможна даже индивидуальная регулировка ширины дорожек. Настройка цветов также чуть более гибка по сравнению с Cakewalk’ом. При нажатии правой клавишей мыши на вкладыш FX нас ожидают настоящие чудеса. Отсюда вызываются виртуальные инструменты DXi. Но о них — чуть позже.

Пока что перейдем к View > Piano Roll. Здесь практически все на месте. Слева — вирутальная «клава», справа — нотные события, внизу — контроллеры. Способы редактирования остались прежними — ноты и контроллеры рисуются мышью, виртуальные кнопки нажимаются горячими клавишами. Тренируйтесь — работать в этом окне можно достаточно быстро. К числу усовершенствований можно отнести разве что добавленный триплет (увеличение длительности ноты на треть (Эх, задал ты мне задачку… Пришлось ставить себе Сонар, чтобы самостоятельно разобраться, что это за фишка. Фишка и в самом деле странная. Ну, во-первых, в отечественном музыковедении это называется «триоль». Фигурально выражаясь, это значит, что в квадратном размере доля делится не на раз-и-два-и, а на раз-и-и-два-и-и. А вот что она значит в Сонаре, я так и не понял. В Piano Roll нота, поставленная с включенной опцией 3, составляет 64% от «нормальной». Почему именно 64, а не 67 (66.(6)) — черт его поймет. В Staff’е происходят и вовсе удивительные вещи. Аналогичное прикосновение карандашом к нотоносцу порождает на свет не одну ноту, а целых три — на одной высоте, разумеется. — Прим. Ред.)) и еще одну «форточку», откуда есть доступ к окнам виртуального микшерного пульта. Окно полезно в первую очередь музыкантам, много работающим с MIDI. А кто более дружен с традиционной нотной записью, пусть переходит к View > Staff. Здесь есть самые разные варианты — для перкусии, для духовых, для гитары; причем особенно много подарков приготовлено гитаристам. Щелчок в окне правой клавишей — и вы увидите меню Layout.

В нижней части окна по желанию юзера появляется дополнительная «форточка» с изображением грифа (вы можете выбрать цвет дерева!). Учтены пожелания Джако Пасториуса — есть пяти- и шестиструнный бас. И даже Пола Маккартни — есть обратный порядок струн для левшей. Пресеты — только гитары и басы, однако при случае можно попытаться смоделировать виолу, ситар или бандуру. Лишь бы хватило струн — их здесь в пределе восемь. И пальцев. Если у вас получится сыграть на гитаре дивный аккорд со скриншота, запишите его в «эмпешку» или «вавку» и пришлите к нам на рецензию :-).

Event List. (Список событий) — фича известная со времен самых первых железных секвенсоров. Примерный аналог окна DOS-трекера :-). Преимущество — можно отдельно просматривать каждый тип событий — собственно ноты, другие знаки нотной записи, изменения патчей, velocity, aftertouch. Это окно обычно используется для точного «ручного» редактирования файлов.

Loop Construction. Якобы заменитель Audio View. Единственная фича в Sonar’е, по поводу которой хочется выругаться. Три-четыре… Штука крайне малофункциональная. Человек, разработавший ЭТО, вероятно, предполагал, что вся музыка, которая не пишется в нотах, клеится из библиотечных лупов, а лупы вступают только в первую долю, как гвардейцы на параде. Предполагается, что в этом окне можно делать нелинейный монтаж. Однако получается такой себе встроенный недоволновой редактор с функциями зацикливания и неразрушающей «нарезки». Есть также Pitch (грубая/точная подстройка по высоте) и сжатие/растягивание с целью правильного попадания в темп.

Однако практически на всякую фичу есть свои любители, и — слышите? — они уже приводят свои аргументы в пользу «Лупов». Например (радуйтесь, виртуальные ди-джеи!), обеспечивается полная совместимость с петлями Sonic Foundry Acid. Радикальное изменение интерфейса понадобилось по одной простой причине: в начале 90-х, когда создавался Cakewalk, редкий DJ пользовал секвенсор. А сейчас программа, отчасти претендующая на универсальность, просто обязана обладать парой ди-джейских примочек.

На наш скромный взгляд, было бы более уместно оставить Audio View, а Loop Construction ввести дополнительно. Впрочем, если кликнуть на волновом файле и войти в Clip Properties, там есть время начала воспроизведения. Его можно подстроить точнее. То же самое делается в Event List. Но вспомним: в Cakewalk 9.х волновые файлы или фрагменты MIDI-партий просто «драгендропились» мышью в нужное место с точностью до пары милисекунд. Тоже мне, прогрессивный новый продукт…

Lyrics. Как бы понятно: тексты. В худшем случае — малоосмысленный набор слов, в лучшем — Поэзы. Софтине все равно; Sonar даже не спрашивает, сколько лет юзеру и имеет ли он право по законам штата писать откровенную лирику :-). Лишь бы подходящий шрифт нашелся.

StudioWare. Панели управления для внешних MIDI-девайсов. С их помощью можно прописывать движение ползунков и крутилок, управлять контроллерами почти в реальном времени. Если ошибетесь — откройте Piano Roll и поправьте.

Loop Explorer. Штука хорошая и полезная. Вы когда-нибудь считали, сколько движений в среднем совершает юзер Cakewalk 9.х, чтобы вставить волновой файл в нужном месте? В Sonar — только два. Открыл нужную папку. Drag-and-Drop. Готово.

Console — взрослый микшерный пульт, получше многих «железных». Его функции отчасти дублируются StudioWare, однако запись волновых дорожек и сведение делается с обязательным заглядыванием в это окно. Недостаток виртуального микшерного пульта в том, что фейдеры (ползунки) двигаются мышью — получается чуть большая задержка в их работе. А преимущество в том, что движения ползунков можно записывать. Кстати, первый недостаток тоже устраняется — каждому фейдеру можно назначать свои MIDI-параметры (лучше NRPN, чтобы одновременно с его движением не менялось что-нибудь еще) и перемещать их с помощью внешнего контроллера.

Индивидуальная линейка пульта кажется вам слишком простой? Это впечатление обманчиво. Начнем знакомство с ней сверху. Правый клик мышью вызывает меню индивидуально назначаемых эффектов. Скорее всего, это будет эквалайзер, компрессор, эмулятор комбика или магнитной ленты. Может быть дополнительная короткая задержка или хорус. Здесь сложно дать рекомендацию на все случаи жизни. Дальше кнопка, подключающая дорожку к Aux — линии мониторов либо общих эффектов — и фейдер, регулирующий уровень «отправки в Aux». Количество выходов Aux ограничивается только фантазией юзера и конфигурацией его машины, поскольку «тянуть» групповой эффект в реальном времени — операция более ресурсоемкая по сравнению с тем же эффектом, назначенным на индивидуальную дорожку. Подсказка: после того, как вы похвастаетесь знакомым, сколько realtime-обработок тянет ваша новая тачка в реальном времени, задумайтесь, сколько из них нужно в миксе на самом деле, то есть насколько реально вы успеваете следить за работой каждой из них. Может быть, часть из них лучше выключить или заменить оффлайновой обработкой.

Аналогичные фичи на MIDI-дорожке — уровни отправки в аппаратный хорус и ревербератор. Если вы пользуетесь тембрами внешнего звукового модуля или клавишного инструмента, эти контроллеры тоже можно использовать. Только убедитесь, что их номера в секвенсоре и внешней клавише назначены одинаковыми. С ползунками уровня и панорамы как бы понятно. Mute\Solo\Rec — это стандартный набор в профессиональной звукозаписи. Соответственно «заглушить\воспроизвести при заглушении остальных\записать». В индивидуальной линейке дополнительно переворачивается фаза и «смонивается» стереодорожка. Внизу (снова right-click) назначается аппаратный выход (говоря совсем просто, «дырка» в звуковой карте) и «шина» (во многих случаях лучше, чтобы для аудиодорожек она совпадала с аппаратным выходом; по умолчанию они назначены именно так). Если вы работаете с двухканальным домашним девайсом, упрощенно можно считать, что это одно и то же.

«Форточка» Aux. Здесь вы назначаете «общие» эффекты, уровни, панораму и аппаратный выход для каждого из них. Подсказка для начинающих: желательно, чтобы среди них был хотя бы один ревербератор. Остальное — дело вкуса. «Форточка» Buses (шины) предназначена слежения за общим уровнем сигнала. Теоретически — еще и для навешивания «общих» эффектов, но я бы посоветовал на этом участке тракта оставить сигнал без дополнительных обработок. Индикаторы здесь смотрятся симпатично и бегают достаточно быстро. Напомним: все, что пишется или воспроизводится с уровнем выше «0 дБ» — гарантированно «убитый» звук; то, что по индикаторам выглядит чуть-чуть ниже, тоже иногда может «запирать». Избегайте лишних перегрузок, а то будете звучать, как Prodigy :-).

Меню Tools

Compact Audio Data — преобразование всех используемых в проекте волновых файлов в один. Имеет смысл только в том случае, если у вас очень навороченная композиция воспроизводится на очень медленной машине. Возможна заметная потеря качества. Я бы предпочел сделать пару промежуточных миксов. Или вообще забыть об этой операции.

Clean Audio Disk — поиск файлов из директории WaveData, которые не задействованы ни в одной композиции, с последующим затиранием либо отправкой на CD-R.

Change Audio Format — переход от 16 бит к 24. Рекомендуется, если вы прописали пару партий с небольшой динамикой, аккуратно вписывающихся в 16 бит (например, сильно фузованные гитары), или склеили ритм-секцию из барабанных петель, а затем стали сверху накладывать акустические инструменты.

Tuner — настройка внешних инструментов. Если вы играете на гитаре или скрипке, наверняка умеете им пользоваться.

Сюда же, в Tools, при случае прыгают внешние волновые редакторы. Не каждый из них Sonar признает за своего, но Sound Forge увидит точно.

На этой оптимистической ноте Имеющий Уши прощается с вами. А в продолжение наших заметок — меню Оptions и виртуальные инструменты DXi.

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить






Рейтинг@Mail.ru
Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © www.sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov