CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2002 ГОД

Сделай шрифт собственными руками

Роман БРЕЧКО rbrechko@ukr.net

Довольно-таки часто случается ситуация, в которой необходимый шрифт не поддерживает кириллических символов или же не удается найти подходящий шрифт. В таких случаях есть два выхода — либо ждать, что такой шрифт когда-нибудь и где-нибудь появится, либо создать свой шрифт, который будет удовлетворять всем вашим требованиям. Каким образом — сейчас узнаете.

Что нужно знать о шрифтах?

Для начала скажем несколько слов о том, из чего состоит шрифт. В файле шрифта для каждого символа хранится его образ или контур — глиф (glyph). Разные буквы могут иметь одинаковые контуры — например, кириллические и латинские «А», «О», «М» и т. д. Наверное, многие уже догадались, что суть создания шрифта состоит в начертании контуров символов.

Существует два типа шрифтов: растровые и контурные. В растровых контур символа представляется в виде битовой карты. Недостаток такого представления очевиден: изменение размера шрифта приводит к искажениям его изображения. Именно по этой причине в большинстве случаев, сами того не подозревая, мы используем контурные шрифты, в которых применяется описание контуров символов или же используются специальные графические команды для отрисовки символа.

Обычно при создании шрифтов используются кривые Безье. Не углубляясь в математику, отметим некоторые важные свойства этих кривых. Для отображения отрезка прямой нам нужно две точки — начала и конца. Кривые Безье также имеют точки начала и конца, но кроме этого они имеют еще и ряд граничных точек, к которым стремится кривая. Регулируя отклонение кривой от граничных точек, можно добиться гладких изгибов кривой Безье.

Контуры символов могут быть основными или составными. Например, символ «Й» будет составным, он составляется из двух контуров: символа «И» и шапочки.

Хинтинг, кернинг, трекинг и межсимвольное расстояние

При отображении символов малых размеров необходимо учитывать, какие составные части символов нужно отображать, а какие нет. Для этого в описании контура нужно указывать, каким образом следует изменять контур для достижения наилучшего качества изображения. За это отвечает хинтинг. Следует отметить, что большинство шрифтовых редакторов делают хинтинг самостоятельно, тем самым избавляя разработчика от довольно-таки тяжелой и кропотливой работы.

(На мой взгляд, довольно сомнительная формулировка. На всякий случай привожу определение этого термина из Полиграфического словаря, взятое с http://www.polymarket.ru/: «ХИНТИНГ — метод снижения визуальной заметности дефектов изображения линий контурных шрифтов. При использовании хинтинга нарушение ровности края вертикальных линий в ряде шрифтов выравнивается.» То есть, как должно вести себя различным элементам глифа при их уменьшении — прим. ред.)

Теперь перейдем к трекингу, в задачу которого входит определение и изменение расстояния между символами в зависимости от размера шрифта для того, чтобы обеспечить наиболее качественное оптическое отображение текста.

Межсимвольное расстояние за счет оптимального выбора интервалов позволяет повысить читабельность текста.

С межсимвольным расстоянием тесно связано понятие кернинга, техника которого позволяет улучшить качество отображения текста, изменяя межсимвольное расстояние для определенных сочетаний символов — кернинговых пар.

Итак, разобрав основные понятия, приступим к описанию средств, с помощью которых создаются шрифты.

FontLab 4

(http://www.pyrus.com/downloads/FL4WinDemo.exe, 3.35 Мб)

Программа FontLab является одной из самых старых программ по созданию и редактированию шрифтов, но несмотря на свой почтенный возраст имеет суперсовременный набор средств и удобный интерфейс (рис. 1). Среди доступных инструментов присутствуют средства для удаления точек контура и замены прямой линии на кривую Безье для последующей правки ее граничных точек. Также FontLab снабжен набором графических примитивов, таких как прямоугольник, треугольник, стрелки, эллипсы и др. Программа позволяет использовать целый ряд команд по преобразованию контуров: поворот символа на произвольное число градусов, отражение, масштабирование, растягивание и т. д.

Кроме перечисленного, в FontLab’е доступно большое количество специальных эффектов: перспективная трансформация символа, его трехмерный поворот, «комкание». Также в программе присутствуют команды оптимизации контура и удаления пересекающихся линий, причем все преобразования можно проводить как для отдельного символа, так и для набора. Есть и набор спецэффектов, предназначенных для всего шрифта целиком, — пользуясь ими, можно создавать новые шрифты из существующих. Среди специальных эффектов присутствует добавление трехмерной и обыкновенной тени, создание перелива и различных деформаций символов (к примеру, волнистых контуров или эффекта «разбитого стекла»), можно генерировать «пятнистые» символы.

FontLab позволяет создавать контуры символов не только с помощью инструментов программы, но и загружать из векторных EPS-файлов. Естественно, программа поддерживает хинтинг, кернинг, трекинг, можно отрегулировать ширину символов и боковых полей. Еще одним мощным средством FontLab’а является наличие собственного макроязыка, который наверняка пригодится опытным пользователям. Программа сохраняет и загружает файлы шрифта в своем собственном формате FLW. Для экспорта или импорта шрифта в формат TrueType следует пользоваться командами Import и Export из меню File.

Fontographer

(http://www.macromedia.com/software/fontographer)

Программа Macromedia Fontographer является одной из наиболее часто используемых утилит в роли редактора шрифтов. Ее популярность объясняется простотой и удобством в использовании, наличием версий для РС и Macintosh, возможностью создавать несложные, но полезные спецэффекты. Все это позволяет без особых проблем создавать свои собственные шрифты, а также редактировать уже существующие. При создании нового или открытии уже существующего шрифта Macromedia Fontographer отображает список символов, которые используются в данном шрифте (рис. 2). О каждом из них программа дает подробную информацию — имя символа, литера, соответствующая данному символу, различные кодировки символа.

Для редактирования символа нужно дважды щелкнуть на нем — на экране появится окно редактирования с опциями, которые определяются типом шрифта. Для растровых набор инструментов более скромен — в частности, недоступно создание кривых, в наличии лишь элементы по созданию прямых линий. В числе инструментов карандаш, ластик, различная тулзень для перемещения и выделения участков изображения etc. Для работы над векторными шрифтами в вашем распоряжении еще и такие графические примитивы как линии, дуги, овалы, круги. Имеется возможность закруглять углы прямоугольников, создавать звезды. Инструмент «Перо» позволяет наносить контур от руки, причем есть перья различных размеров и даже наклонов. Полученные контуры можно поворачивать, зеркально отображать, увеличивать или уменьшать, наклонять в различных плоскостях. Macromedia Fontographer также позволяет применять специальные эффекты для контуров. Их можно обводить, удалять пересекающиеся линии, изменять ширину шрифта и пр.

Одной из самых интересных, на мой взгляд, возможностей Macromedia Fontographer является смешивание шрифтов. Для этого следует воспользоваться командой Blend Fonts из меню Element. После выполнения данной операции создается новый шрифт, который будет объединять контуры двух исходных. При этом можно задавать пропорции влияния исходных шрифтов на итоговый.

Программа может работать с различными форматами шрифтов, такими как TrueType, PostScript Type 1, PostScript Type 3 и собственным Fontographer DataBase File. При использовании команд Save или Save As шрифт сохраняется в уникальном формате Macromedia Fontographer. Чтобы записать шрифт в общепринятом, следует употребить команду Generate Font Files. Можно импортировать/экспортировать контуры и параметры шрифта, например, в EPS, FON или файл параметров (метрик) шрифта *.afm, *.pfm.

Font Creator 3

(http://www.high-logic.com/fcp3.exe, 1.36 Мб)

Данная программа работает только со шрифтами TrueType. Характерным ее отличием от других редакторов шрифтов является отсутствие в ней графических примитивов. Вместо них в качестве заготовок позволяется использовать какой-нибудь существующий шрифт. Простым перетаскиванием с помощью мыши можно добавить контур символа-заготовки в редактируемый символ. С полученным контуром данная утилита позволяет выполнять операции масштабирования, зеркального отображения, поворота и наклона. Одним из плюсов программы является возможность импортирования контуров из растрового изображения в формате BMP.

В Font Creator Program помимо прямых линий имеется возможность использования кривых Безье, есть возможность ручного задания параметров кернинга, кодировки и других шрифтовых установок. Алгоритмы автоматического подбора пар кернинга, межсимвольного расстояния и хинтинга в программе не реализованы. Программа позволяет протестировать результаты работы по редактированию шрифта, а также установить шрифт в системе.

Конечно, существуют и другие программы по редактированию шрифтов, но разместить все на двух страницах МК, увы, не получится — да и стоит ли? Достаточно того, что мы дали ориентир будущим шрифтовикам. Теперь все зависит только от вашей фантазии и желания работать, творить и созидать. Дерзайте!

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov